Решение вопросов подготовки кадров через популяризацию науки и раннюю профориентацию школьников в области агро- и бионаправлений
Аннотация
Цель исследования – обобщение опыта работы со школьниками в области агро- и бионаправлений, начиная от работы станций юных натуралистов до научного волонтерства, на примере проектов «Академический класс», «Агроклассы», «Волонтер-натуралист», «Зеленый клуб» и других инициатив, развивающихся в различных регионах Российской Федерации. В статье приводится опыт автора по инициации и развитию современных проектов профориентации школьников в части аграрных и общебиологических тематик для решения глобальных вопросов подготовки кадров для сфер селекции, биотехнологии и агропромышленного комплекса в целом. Научная новизна работы состоит в раскрытии особенностей и обобщающих характеристик существующих практик предпрофессиональной работы со школьниками, выявлении проблемных блоков и возможных путей их преодоления для ускорения решения вопросов острой нехватки высокопрофессиональных научных кадров в прикладных направлениях аграрных областей. В результате приводится обоснование необходимости расширения охвата школьников профориентационной и популяризационной работой для формирования положительного образа таких профессий, как агроном, селекционер, фитопатолог и других.
Источники
- Бельченко И. Ю., Миловидова А. А. Профориентация как один из факторов повышения учебной мотивации обучающихся // Успешные практики перехода школ в режим эффективной работы: сб. мат. образовательных организаций Ленинградской области. Киров, 2021.
- Великанов В. В., Дубежинский Е. В., Трапянок Н. Г. Агроклассы как новая реальность // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 1.
- Ворожейкина А. В., Цилицкий В. С. Содержательно-методические аспекты реализации тьюторского и менторского сопровождения в системе непрерывного дополнительного профессионального образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 7.
- Данилов И. А., Егорова Р. И. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьника в условиях профильного обучения: цели, принципы, этапы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 4.
- Дубовая Л. С., Малкина Е. А. Повышение качества управления образовательными организациями посредством деятельности общественно-профессионального института менторства // Сибирский учитель. 2020. № 1 (128).
- Журавлева Е. В., Букаева Н. М., Филипчук А. А. Создание новых отечественных сортов картофеля на основе современных генетических технологий и методов селекции // Достижения науки и техники АПК. 2018. Т. 32. № 3.
- Зубова Л. А. Наставничество, фасилитация, менторство, коучинг. Особенности и различия // Молодой ученый. 2021. № 46 (388).
- Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. 2011. № 2.
- Рыбалкина Н. В. Размышления о тьюторстве. М. – Тверь: СФК-офис, 2016.
- Фурсов С. В. Научное волонтерство как новое направление добровольческой деятельности студентов и школьников (на примере платформы «Волонтер-натуралист») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 1.
- Цилицкий В. С. Конструирование индивидуальных образовательных траекторий тьюторского сопровождения обучающихся: методические рекомендации. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2018.
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках гранта, предоставленного Фондом содействия инновациям, на реализацию мероприятия, обеспечивающего развитие у школьников и молодежи интереса к науке, инновациям и предпринимательству.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 20 февраля 2023.
- Опубликована: 28 апреля 2023.
Ключевые слова
- ранняя профориентация школьников
- профориентация по агро- и бионаправлениям
- научное волонтерство
- практика предпрофессиональной работы со школьниками
- прикладные направления аграрных областей
- early career guidance of schoolchildren
- career guidance in the spheres of agriculture and biology
- scientific volunteering
- practice of pre-professional work with schoolchildren
- applied areas of agricultural spheres
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»