• Научная статья
  • 28 апреля 2023
  • Открытый доступ

Особенности реализации дополнительной профессиональной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в военных образовательных организациях высшего образования

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении специфики реализации дополнительной профессиональной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в военных образовательных организациях высшего образования. Авторами предложено научное обоснование организационных подходов к целеполаганию, отбору и структурированию содержания обучения, среди которых профессионализация образования считается одним из наиболее важных. Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «профессионализация», в выявлении основных аспектов, этапов и приемов профессионализации при обучении переводчиков в военных авиационных вузах для получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств военного переводчика. В результате представлена модель профессионально ориентированного обучения переводчиков, гарантирующая успешность и результативность языковой подготовки технических специалистов в военном вузе.

Источники

  1. Воробец Л. В. Реферирование: уч. поc. Краснодар: Изд-во Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. Героя Советского Союза А. К. Серова, 2020.
  2. Воронина Д. К., Шамов А. Н. Профессионализация иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов: подходы, технологии, приемы и способы // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 2.
  3. Губайдуллин Р. Р., Зарипов Р. И., Макаренко А. С. Дополнительная профессиональная программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»: особенности реализации в военных образовательных организациях высшего образования. Эффективные средства обучения // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковых вузах: мат. IV междунар. науч.-метод. конф. Омск: Издательство Ипполитова; Изд-во Омского автобронетанкового инженерного института, 2018.
  4. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М. – Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; МОДЭК, 2004.
  5. Думина E. В. Развитие ранней профессионализации в обучении иностранному языку современного юриста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 2 (796).
  6. Завьялова М. С., Раздобарова М. Н. Интегративный подход к организации обучения дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2020. № 3 (52).
  7. Калашникова О. А. Письменный перевод. Military Translation. Краснодар: Изд-во Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. Героя Советского Союза А. К. Серова, 2022.
  8. Калашникова О. А. Профессионализация обучения английскому языку с использованием средств визуальной наглядности в авиационном вузе // Концепт. 2016. № S7.
  9. Калашникова О. А. Профессиональная коммуникативная компетенция как цель в обучении военного переводчика в авиационном вузе // Современные науки: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2020. № 7-2.
  10. Калашникова О. А. Профессионально ориентированный перевод: уч. пос. для обучающихся по программе дополнительного образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Краснодар: Изд-во Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. Героя Советского Союза А. К. Серова, 2019.
  11. Калашникова О. А. Психолого-педагогические основы обучения языку в профессиональных целях // Современные подходы в обучении профессионально ориентированному иностранному языку: коллективная монография. Краснодар: Изд-во Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. Героя Советского Союза А. К. Серова, 2021.
  12. Карташова Е. А., Ашихмина Т. А. Особенности подготовки военных переводчиков в военной академии связи им. С. М. Буденного // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 1.
  13. Крупченко А. К., Кузнецов А. Н. Основы профессиональной лингводидактики: монография. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2015.
  14. Лонская Л. В. Анализ понятия профессионализации в психолого-педагогических исследованиях // Омский научный вестник. 2007. № 6 (62).
  15. Макарова Е. Л. Профессионализация в подготовке переводчика на начальном этапе обучения // Альманах современной науки и образования. 2014. № 11 (89).
  16. Мальковская Т. А., Рябова Т. В. Проблемы и опыт создания учебника по иностранному языку для неязыкового вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 6.
  17. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  18. Образцов П. И., Иванова О. Ю. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: уч. пос. / под ред. П. И. Образцова. Орел: Изд-во Орловского государственного университета, 2005.
  19. Панаити Н. Н. Формирование основ переводческой компетенции как методическая задача начального этапа обучения // Иностранные языки в высшей школе. 2019. № 2 (49).
  20. Патрахина Т. Н., Вялкова К. С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход // Концепт. 2018. № 4.
  21. Рустамзаде А. Н., Королева Н. Е. Совершенствование профессиональной переводческой компетенции будущего военного специалиста // Современные концепции романо-германской филологии, лингводидактики и межкультурной коммуникации: мат. всерос. науч.-практ. конф. Рязань: Изд-во Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного ордена Суворова дважды Краснознаменного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова, 2022.
  22. Сажина О. П. Профессиональная ориентация: системно-философский подход с использованием когнитивных технологий // Концепт. 2022. № 11.
  23. Тигина Ю. О. Профессионализация содержания иноязычной подготовки бакалавров технического профиля в условиях научно-образовательного кластера «школа – вуз – предприятие»: автореф. дисс. … к. пед. н. Казань, 2015.
  24. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.
  25. Шевченко М. А. Методика обучения военных переводчиков профессиональному иноязычному дискурсу на основе компетентностного подхода: автореф. дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2018.
  26. Ball Ph., Kelly K., Clegg J. Putting CLIL into Practice. 10th ed. Oxford: Oxford University Press, 2019.
  27. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: A Learning Centered Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.

Информация об авторах

Калашникова Ольга Анатольевна

к. пед. н., доц.

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков

Рябова Татьяна Васильевна

к. филол. н., доц.

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 марта 2023.
  • Опубликована: 28 апреля 2023.

Ключевые слова

  • переводчик в сфере профессиональной коммуникации
  • профессионально ориентированное обучение
  • военное образование
  • методы и средства обучения
  • translator in the sphere of professional communication
  • professionally oriented training
  • military education
  • teaching methods and means

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)