ТРИЗ-технология как инструмент развития творческого мышления в системе иноязычной подготовки студентов-иностранцев неязыковых специальностей
Аннотация
Цель статьи – обосновать, что применение технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) имеет высокий методический потенциал, поскольку способствует более глубокому анализу изучаемой ситуации, активизирует критическое, логическое и творческое мышление, а также содействует формированию коммуникативных умений обучающихся через командную работу. В статье описаны предпосылки развития направления ТРИЗ-педагогики, в рамках которого авторы разработали алгоритм стимулирования творческого мышления студентов-иностранцев на занятиях по иностранному языку. Апробация алгоритма проходила в 2021/2022 учебном году в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого и доказала свою эффективность, продемонстрировав рост показателей критериев креативности (продуктивности, оригинальности, любознательности, точности) и положительную динамику взаимодействия в учебной группе. Научная новизна исследования заключается в разработке алгоритма обучения студентов-иностранцев английскому языку на основе технологии ТРИЗ. В результате доказано, что описанный и апробированный алгоритм, состоящий из следующих шагов: (1) разогрев, (2) анализ, (3) рефлексия, (4) генерирование, (5) выбор, (6) резюме, может использоваться для обучения английскому языку с целью развития творческого мышления.
Источники
- Авакова О. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов // Педагогика и просвещение. 2021. № 4. DOI: 10.7256/2454-0676.2021.4.34876
- Авдеева Т. Г. ТРИЗ как средство развития творческой личности // Инновации в науке. 2013. № 19.
- Альтшуллер Г. С. Как научиться изобретать. Тамбов: Книжное издательство, 1961.
- Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара: как решать изобретательские задачи. Петрозаводск: Карелия, 1980.
- Афанасьев А. А., Проскурин Ю. А., Афонин Г. Г. ТРИЗ-методология стандартизации как науки в области системного изобретательского мышления // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 10 (93).
- Бондарев М. Г., Ляшук А. В. Развитие воображения студентов технического вуза в рамках курса «Иностранный язык для специальных целей» // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. № 10.
- Ваганова О. И., Желтухина М. Р., Доброниченко Е. В. ТРИЗ-технологии в формировании коммуникативных компетенций // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2.
- Ветчинникова И. В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка посредством применения элементов НФТМ-ТРИЗ технологии // Казанский лингвистический журнал. 2019. № 3.
- Войткова А. Н., Гончарова Т. В. Практическое осмысление нетрадиционных форм занятий в кооперативном обучении как способ изучения иностранного языка в педагогическом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 5. DOI: 10.30853/phil20220212
- Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения // Вопросы образования. 2008. № 1.
- Волынкина Н. В. Формирование творческой личности на основе теории решения изобретательских задач как проблема содержания иноязычного образования в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 7 (70).
- Воробец Т. А., Гердт Е. В., Лобкова Е. В. Литературная викторина как форма привлечения студентов технических вузов к внеучебной деятельности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 7. DOI: 10.30853/ped20230108
- Гин А. Триз-педагогика: учим креативно мыслить. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
- Гин А., Кавтрев А. «Креатив-бой»: как его провести. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Головина Л. С. Феномен «языковая игра» как форма лингвистического развития инофонов в курсе русского языка как иностранного (на материале эргонимов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. Вып. 7. DOI: 10.30853/phil210314
- Гришина Г. В. Ретроспектива проблемы адаптации иностранных студентов в российских университетах // Проблемы современного образования. 2022. № 5. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-176-186
- Жаровская Е. В., Вотинцева М. В. Интерактивные методы обучения иностранному языку, актуальные для применения в образовательном процессе в военном вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 8. DOI: 10.30853/phil20220420
- Ильющенко Н. С., Багдасарова Э. В. Применение метода теории решения изобретательских задач в профессиональной подготовке лингвистов-переводчиков // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87).
- Киселева Л. А., Дусеева Э. И. Лингводидактический потенциал коммуникативного интернет-словаря стикеров в обучении русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 6. DOI: 10.30853/phil20230298
- Кошелева Е. Ю., Алхалди Ахмед М. А. Иностранный студент и вуз: практики социокультурной адаптации // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2020. № 3.
- Кукалев С. В. Правила творческого мышления, или Тайные пружины ТРИЗ. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014.
- Новикова Н. А. Китайские сказки как средство формирования лингвокультурологической компетенции студентов-международников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 6. DOI: 10.30853/ped20230101
- Орлов М. А. Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления. М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2006.
- Распаева Г. Д., Маркусь А. М., Ярославова Е. Н. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе: коммуникативный аспект // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14. № 1. DOI: 10.14529/ped220108
- Уразаев В. Г. Путешествие в страну ТРИЗ. Записки изобретателя. М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2007.
- Уразаев В. ТРИЗ в электронике. Что такое ТРИЗ // Компоненты и технологии. 2005. № 46.
- Утёмов В. В. Общие подходы к решению творческих задач на основе изобретательских технологий Г. С. Альтшуллера // Концепт. 2014. № 1.
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Креативная педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023.
- Уткина А. В., Гараева М. В. Проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 3 (129). DOI: 10.23670/IRJ.2023.129.62
- Фуфаев И. В. Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 6.
- Швачко Е. В., Шварева И. А. Развитие творческой активности и креативности студентов колледжа методами ТРИЗ-педагогики // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 3 (35).
- Altshuller G. 40 Principles: TRIZ Keys to Innovation. Worcester: Technical Innovation Center, Inc., 2002.
- Barysheva T. A., Gogoleva V. V., Zyabkina T. F., Maksimova E. V. Development of Student’s Creativity by Means of Reflective Technologies in Educational Information Environment // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives (IEEHGIP) / ed. by Z. Anikina. St. Petersburg, 2020. DOI: 10.1007/978-3-030-47415-7_96
- Canbulut F., Demitras B. Using TRIZ and Brainstorming in Design: With the Case Study of a Bed Base Scissors Lift System // Gazi University Journal of Science. Part C. 2019. Vol. 7 (3).
- Lubart T., Zenasni F. A New Look at Creative Giftedness // Gifted and Talented International. 2010. Vol. 25. Iss. 1. DOI: 10.1080/15332276.2010.11673549
- Sigal N. G., Linyuchkina E. G., Plotnikova N. F., Zabolotskaya A. R., Bagmanova N. I. Academic Environment for the Development of Creative Fulfillment of Innovative Students // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives (IEEHGIP) / ed. by Z. Anikina. St. Petersburg, 2020. DOI: 10.1007/978-3-030-47415-7_78
- Stroganova O., Bozhik S., Voronova L., Antoshkova N. Investigation into the Professional Culture of a Foreign Language Teacher in a Multicultural Classroom from Faculty and International Students’ Perspectives // Education Sciences. 2019. Vol. 9. Iss. 2. DOI: 10.3390/educsci9020137
- Tan D. W. H., Ng P. K., Noor E. E. M. A TRIZ-Driven Conceptualisation of Finger Grip Enhancer Designs for the Elderly // F1000Research. 2021a. DOI: 10.12688/f1000research.51705.1
- Tan D. W. H., Ng P. K., Noor E. E. M. An Assimilation of TRIZ in Dissecting the Statistical Outcomes of Tactile Sensitivity, Pinch Force and Endurance among Elderly People // Cogent Engineering. 2021b. Vol. 8. Iss. 1. DOI: 10.1080/23311916.2021.1891710
- Wan H., Weng S., Du H., Dong D., Wang B., Yu T. Innovative Design of Compact Heavy-Load Independent Transfer Device for Nuclear Engineering System // Hindawi Science and Technology of Nuclear Installations. 2022. Art. 5256808. DOI: 10.1155/2022/5256808
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 9 июля 2023.
- Опубликована: 28 августа 2023.
Ключевые слова
- межкультурная коммуникация
- мультилингвальная аудитория
- творческое мышление
- теория решения изобретательских задач
- языковая подготовка
- intercultural communication
- multilingual learners
- creative thinking
- theory of inventive problem solving
- language training
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»