• Научная статья
  • 13 сентября 2023
  • Открытый доступ

Реализация конструктивного речевого поведения педагога в конфликтной образовательной среде

Аннотация

Цель исследования – выявить вербальные средства конструктивного речевого поведения педагога в реализации умений, заданных профессиональным стандартом педагога в отношении участников конфликтной образовательной среды. В статье обосновываются необходимость и целесообразность формирования конструктивного речевого поведения в конфликтных ситуациях как одного из важнейших компонентов в системе профессиональной деятельности педагога. Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании проблемы формирования конструктивного речевого конфликтного поведения педагога определены стандартизированные воспитательные и развивающие умения, а именно: умение управления поведением обучающихся для обеспечения безопасности образовательной среды и умение оказания педагогической поддержки обучающемуся в конфликтной ситуации. Новыми являются разработанные речевые средства реализации профессиональных педагогических действий в конфликтной образовательной среде, рассматриваемых в качестве вербальных техник раскрытия содержания учебно-профессиональных задач для образовательных модулей профессионального педагогического образования конфликтологической направленности. В результате доказано, что обеспечение безопасности образовательной среды и сохранение личностного благополучия обучающихся, находящихся в конфликтной ситуации, возможны при реализации потенциала речевых тактик убеждения, аргументации, поощрения, сочувствия, запрета. Это демонстрирует степень овладения педагогами конструктивным речевым поведением в конфликтной образовательной среде.

Источники

  1. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Классный руководитель. 2000. № 3.
  2. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: сб. раб. / сост. В. В. Петрова; пер. с англ. яз. под ред. В. И. Герасимова. М.: Прогресс, 1989.
  3. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
  4. Касицина Н. В., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. М.: Речь, 2010.
  5. Козер Л. А. Функции социального конфликта / пер. с англ. яз. О. Назаровой; под общ. ред. Л. Г. Ионина. М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000.
  6. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. М.: МИРОС, 2001.
  7. Муравьева Н. В. Язык конфликта. М.: МЭИ, 2002.
  8. Третьякова В. С. Речевой конфликт и аспекты его изучения // Юрислингвистика-5: юридические аспекты языка и лингвистические аспекты права: межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. Н. Д. Голев. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2004.

Информация об авторах

Сергеева Татьяна Вячеславовна

Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия» в г. Калининграде

Самсонова Надежда Владиславовна

д. пед. н., проф.

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 августа 2023.
  • Опубликована: 13 сентября 2023.

Ключевые слова

  • коммуникативная ситуация
  • конструктивное речевое поведение
  • лингвистическая конфликтология
  • педагогическая поддержка в конфликте
  • учебно-профессиональные задачи педагога
  • communicative situation
  • constructive speech behaviour
  • linguistic conflict resolution studies
  • pedagogical support in conflict
  • educational and professional tasks of a teacher

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)