• Научная статья
  • 14 февраля 2024
  • Открытый доступ

Методические условия реализации метода предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в обучении английскому языку в начальной школе

Аннотация

Цель исследования – обосновать возможность реализации метода предметно-языкового интегрированного обучения CLIL (Content and Language Integrated Learning) в раннем обучении английскому языку в начальной школе. В статье рассматриваются понятие метода предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL), его основные компоненты, а также условия, обеспечивающие наиболее оптимальное использование метода при обучении иностранному языку детей младшего школьного возраста, приводятся примеры практической реализации выделенных условий. Научная новизна исследования заключается в определении методических условий, позволяющих наиболее эффективно обучать английскому языку на ранней ступени на основе предметно-языковой интеграции. В результате исследования установлено, что предметно-языковое интегрированное обучение может быть успешно использовано в обучении детей младшего школьного возраста английскому языку при последовательном соблюдении ряда важных условий. Рассматриваются вопросы, связанные с отбором содержания обучения в соответствии с программами интегрируемых предметов, а также возможность дальнейшего практического применения знаний и навыков по изученным темам и используемой в них лексики. Помимо этого, подчеркивается важность строгого следования установленным методическим этапам при формировании иноязычных речевых навыков и умений, а также необходимость задействования всех видов речевой деятельности в ходе работы по методу CLIL.

Источники

  1. Баркова А. Ф. Обучение геометрическим фигурам и счёту на занятиях по английскому языку в детском саду // Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения: сб. мат. IV междунар. науч.-практ. конф. имени Е. Н. Солововой (г. Обнинск, 6 ноября 2022 г.) / под ред. А. Е. Казеичевой, И. В. Хитровой и др. Обнинск: Титул, 2023.
  2. Баркова А. Ф., Архипенко А. И. Изучение топографических знаков и плана местности на уроках английского языка в начальных классах с помощью метода CLIL // Общетеоретические и типологические проблемы языкознания: сб. мат. VII междунар. науч. конференции (г. Бийск, 26 сентября 2022 г.). Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина, 2022.
  3. Баркова А. Ф., Рогова В. В., Ким А. А. Использование метода предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) английскому языку в начальной школе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 5. https://doi.org/10.30853/ped210105
  4. Баркова А. Ф., Эльканова Я. С. Формирование иноязычных лексических навыков младших школьников с помощью метода предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в условиях языкового лагеря // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 9. https://doi.org/10.30853/ped20230131
  5. Селивановская О. А., Баркова А. Ф. Использование метода предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении дошкольников английскому языку // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.1.5
  6. Anderson C. E., Mcdougald J. S., Cuesta L. CLIL for Young Learners // Children Learning English: From Research to Practice / ed. by C. N. Giannikas, L. McLaughlin, G. Fanning, N. D. Muller. Reading: Garnet Education, 2015.
  7. Ball Ph. What Is CLIL? 2008. https://www.onestopenglish.com/clil/article-what-is-clil/500453.article
  8. CLIL for Children. Teacher’s Guide on CLIL Methodology in Primary Schools – Volume 1. 2018. https://web.archive.org/web/20180319021917/http://www.clil4children.eu/
  9. Coyle D., Hood P., Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge, 2010.
  10. Kay B. The TKT Course CLIL Module. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.
  11. Korosidou E., Griva E. “It’s the Same World through Different Eyes”: A Content and Language Integrated Learning Project for Young EFL Learners // Colombian Applied Linguistics Journal. 2016. Vol. 18. No. 1.
  12. Lin A. M. Y. Language Across the Curriculum & CLIL in English as an Additional Language (EAL) Contexts. Theory and Practice. Singapore: Springer Science+Business Media, 2016.
  13. Marsh D. CLIL/EMILE: The European Dimension: Actions, Trends and Foresight Potential. Brussels: European Commission, 2002a.
  14. Marsh D. The Relevance and Potential of Content and Language Integrated Learning (CLIL) for Achieving MT+2 in Europe. 2002b. http://userpage.fu-berlin.de/elc/bulletin/9/en/marsh.html
  15. Mehisto P., Marsh D., Frigols M. J. Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Oxford: Macmillan Education, 2008.
  16. Otto A., Cortina B. Handbook of CLIL in Pre-primary Education. Cham: Springer Verlag, 2023.
  17. Santrock J. W. Children. 9th ed. N. Y.: McGraw-Hill; Cambridge University Press, 2005.
  18. Yuen Yi Lo. Professional Development of CLIL Teachers. Singapore: Springer Nature, 2020.

Информация об авторах

Баркова Анна Фёдоровна

к. пед. н.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Маркова Дарья Михайловна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 января 2024.
  • Опубликована: 14 февраля 2024.

Ключевые слова

  • предметно-языковое интегрированное обучение
  • CLIL (Content and Language Integrated Learning)
  • иноязычные речевые навыки и умения
  • раннее обучение иностранным языкам
  • обучение английскому языку в начальной школе
  • foreign language speech skills and abilities
  • early learning of foreign languages
  • teaching English in primary school

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)