• Научная статья
  • 15 февраля 2024
  • Открытый доступ

Методика формирования коллокационной компетенции дошкольников

Аннотация

Цель данного исследования – выявить потенциал чтения аутентичной детской литературы в формировании коллокационной компетенции дошкольника. В статье раскрыта сущность понятия «коллокационная компетенция» применительно к детям дошкольного возраста, выявлен потенциал чтения детской художественной неадаптированной литературы с целью формирования коллокационной компетенции, предложен ход работы с коллокациями по теме «Еда» в дошкольной аудитории по технологии сторителлинга. Данное исследование обладает научной новизной в связи с тем, что впервые была предложена методика формирования коллокационной компетенции дошкольников, выявлен потенциал чтения детской художественной неадаптированной литературы на английском языке с целью пополнения коллокационного запаса дошкольника. Результатом исследования является проект методики формирования коллокационной компетенции дошкольников, изучающих иностранный язык, с помощью технологии сторителлинга.

Источники

  1. Алексеева Л. Б. Методика формирования коллокационной компетенции у студентов неязыковых факультетов в процессе обучения английской научной речи: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2011.
  2. Багрецова Н. В. Сторителлинг в обучении иностранному языку: ключевые аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. № 2.
  3. Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Основы фразеологии (краткий курс): учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2014.
  4. Доценко Т. И., Пересторонина Д. В. Активный иноязычный лексикон детей дошкольного возраста в ситуации учебной игры // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. № 2 (34).
  5. Каюмова А. Р., Нигматуллина Л. Э. Коллокационная компетенция в системе языковых и коммуникативных знаний, умений и навыков // Проблемы современного филологического образования: сб. науч. статей (г. Москва, 20-21 апреля 2023 г.). Ярославль: Ремдер, 2023.
  6. Клочихин В. В. Коллокационная компетенция: определение понятий и компонентный состав // Державинский форум. 2021. № 17.
  7. Князева И. В. Лексические и грамматические ошибки и пути их устранения на дошкольном этапе средствами наглядности // Вестник магистратуры. 2016. № 12.
  8. Ковалева А. В. Развитие фразеологической компетенции учащихся восьмых классов киргизской школы // Рема. 2022. № 3.
  9. Копылова Н. В. Формирование коллокационной компетенции у студентов направления подготовки «Менеджмент» // Бизнес-образование в экономике знаний. 2023. № 1 (24).
  10. Кунин А. В. Курс фразеологии современного английского языка. Дубна: Феникс, 1996.
  11. Миронова Н. А. Выразительное чтение. О его роли в развитии речи // Дошкольное воспитание. 2006. № 6.
  12. Пантюхова Т. В. Вслух. Громко. Про себя. Про нас! // Библиотека в школе. 2004. № 10.
  13. Пастухова С. Е., Сурова Н. А. Активизация пассивного вокабуляра у студентов технических вузов в процессе развития коллокационной компетенции // Язык и культура (Новосибирск). 2012. № 3.
  14. Петрушкова Е. А. Использование технологии «сторителлинг» в развитии речи у детей дошкольного возраста // Новизна. Эксперимент. Традиции. 2023. № 1 (21).
  15. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Методика раннего обучения иностранному языку: учебное пособие для вузов / под ред. Е. Ю. Протасовой. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023.
  16. Пугачева Л. С. Формирование фразеологической компетенции иностранных студентов-филологов: на материале фразеосемантического поля «Деятельность человека»: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2012.
  17. Резцова С. А., Савина А. В. Лексический подход к обучению английскому языку (из опыта работы учителя) // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 3 (163).
  18. Родина Н. М., Протасова Е. Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2010a.
  19. Родина Н. М., Протасова Е. Ю. Методика развития речи двуязычных дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2010b.
  20. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: ВЛАДОС, 2006.
  21. Сысоев П. В., Клочихин В. В. Формирование коллокационной компетенции студентов на основе корпусных технологий // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.19
  22. Трифонова И. С., Левенкова А. Ю. Формирование коллокационной компетенции у студентов направления «Международные отношения» с использованием методов корпусной лингвистики // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452.
  23. Тупикова С. Е., Фильчакова А. И. Специфика работы с идиоматическими выражениями на уроках английского языка с учётом типа обучающегося // Язык и культура в условиях глобализации: сб. мат. III междунар. науч.-практ. конференции (г. Новосибирск, 31 января – 28 февраля 2018 г.). Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2018.
  24. Чжао Я. Формирование фразеологической компетенции у китайских студентов-филологов: автореф. дисс. … к. пед. н. Казань, 2020.
  25. Amos N., Abas I. An Investigation on the Comprehension of English Idioms among Moi Primary School Children in Nairobi // Advances in Language and Literary Studies. 2021. Vol. 12.
  26. Ellis G., Brewster J. Tell It Again! The Storytelling Handbook for Primary English Language Teachers. L.: British Council, 2014.
  27. Khoshniyat A., Dowlatabadi H. Using Conceptual Metaphors Manifested in Disney Movies to Teach English Idiomatic Expressions to Young Iranian EFL Learners // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 98.
  28. Mel’čuk I. Phraseology in the Language, in the Dictionary, and in the Computer. Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2012.
  29. Reilly V., Ward S. Very Young Learners. Oxford: Oxford University Press, 1997.
  30. Riches N., Letts C., Awad H., Ramsey R., Dąbrowska E. Collocational Knowledge in Children: A Comparison of English-speaking Monolingual Children, and Children Acquiring English as an Additional Language // Journal of Child Language. 2021. Vol. 49.
  31. Rodriguez I. L., Moreno E. M. G. Teaching Idiomatic Expressions to Learners of EFL through a Corpus Based on Disney Movies // Interlinguistica. 2009. Vol. 18.
  32. Wray A. Formulaic Language and the Lexicon. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
  33. Wright A. Storytelling with Children. Oxford: Oxford University Press, 1995.
  34. Wu Y., Hasliza A. H. A Systematic Review of Studies on L2 Collocational Knowledge among Non-native English Learners // Central Asia and the Caucasus. 2021. Vol. 22 (5).

Информация об авторах

Каюмова Альбина Рамилевна

к. филол. н., доц.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Нигматуллина Ляйсан Эдуардовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 января 2024.
  • Опубликована: 15 февраля 2024.

Ключевые слова

  • коллокационная компетенция
  • технология сторителлинга
  • громкое чтение
  • иностранный язык
  • ранний би- и мультилингвизм
  • дошкольник
  • collocation competence
  • storytelling technology
  • reading aloud
  • foreign language
  • early bi- and multilingualism
  • preschooler

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)