Ценностные основы профессиональной подготовки будущих учителей русского языка и литературы
Аннотация
Цель исследования – выявить приоритетные ценности педагога и способы их формирования в процессе обучения в вузе будущих учителей русского языка и литературы. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к решению проблемы формирования ценностных основ профессиональной подготовки студентов бакалавриата по специальности 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык», «Литература», в рамках аксиологического направления в преподавании русского языка, которое включает в себя широкий диапазон возможностей работы с фольклорными текстами, способствующими формированию системы традиционных ценностей и профессиональных компетенций будущих педагогов. Посредством качественного и количественного анализа результатов проведенного опроса будущих учителей-словесников выявлены наиболее актуальные ценности современного педагога, а также установлена значимость каждой категории ценностей с учетом статистических показателей выбора студентов каждого курса обучения. В результате исследования установлено, что системный подход к формированию ценностных основ профессиональной подготовки студентов и комплексное решение актуальных проблем методической поддержки будущих учителей русского языка и литературы являются необходимыми условиями успешного развития современного образовательного пространства Российской Федерации.
Источники
- Алексеева О. В. К проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей-филологов: учебные практики в педагогической магистратуре // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 3 (296).
- Бездухов В. П., Жирнова Т. В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностики и формирование: монография. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.
- Волкова Т. Н. Воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования. Шуя: Шуйский государственный педагогический университет, 2007.
- Вострикова Т. И. Ценности педагогического дискурса: дополняем «открытый список» // Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике: сборник материалов XХI международной научной конференции по риторике (г. Москва, 01-03 февраля 2017 г.). М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2017.
- Данилова Л. Н., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., Ходырев А. М. Ценности педагогического образования: сущность и генезис // Ценности и смыслы. 2019. № 4 (62).
- Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019.
- Доброва С. И. К вопросу о духовно-нравственном богатстве языка традиционной народной культуры // Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Воронеж, 21 октября 2010 г.). Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2010.
- Ешкина Н. И. Особенности подготовки студентов-филологов к решению профессиональных задач по эстетическому воспитанию школьников // Казанский педагогический журнал. 2012. № 5-6 (95).
- Измайлова А. Р., Мудрая М. В. Фольклор как средство патриотического воспитания школьников // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и методики их преподавания: материалы всероссийского научно-практического форума (г. Воронеж, 08-20 апреля 2024 г.). Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2024.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.
- Кулаева Г. М. Теория и практика формирования языкового эстетического идеала в средней школе: монография. Оренбург: Оренбургская книга, 2020.
- Лопаткин Е. В. Ценностно-смысловые основания подготовки будущих педагогов // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. № 2.
- Макеева Т. В. Теоретико-методологический анализ ценностно-смысловых основ профессиональной педагогической деятельности // Инновации в образовании. 2022. № 1.
- Меннер А. Э. Профессионально-ценностные ориентации будущего учителя: психолого-педагогический аспект // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. 2023. № 5.
- Мудрая М. В. Системная репрезентация гендера в пословицах русского народа // Лингвофольклористика. 2023. № 37.
- Рябухина Е. А. Методический анализ и методическая интерпретация как методы формирования ценностного отношения бакалавров к обучению школьников русскому языку // Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка: материалы международной научно-практической конференции к юбилею профессора А. Д. Дейкиной и ее научной школы (г. Москва, 22-23 марта 2019 г.): в 2 ч. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. Ч. 1.
- Скрябина О. А. О проблемах подготовки студентов к профессии – учитель русского языка // Наука и культура России. 2018. Т. 1.
- Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: дисс. ... д. пед. н. М., 1977.
- Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. М.: Academia, 2003.
- Терентьева Н. П. Литературное образование как способ ценностного самоопределения учащихся: автореф. дисс. … д. пед. н. СПб., 2014.
- Тихомирова Г. А. Роль языкового материала в воспитании профессиональных качеств учителя русского языка // Профессионально-педагогическая и специальная подготовка студентов как социокультурная деятельность: тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции (г. Рязань, 01 февраля 2000 г.): в 2 ч. Рязань: Рязанский государственный педагогический университет имени С. А. Есенина, 2000. Ч. 2.
- Червенко О. Б. Методические аспекты воспитания патриотизма в педагогическом вузе РФ // Гражданско-патриотическое воспитание: потенциал, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Саранск, 25 октября 2023 г.). Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, 2023.
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Ценностно-смысловые основы подготовки будущих педагогов в условиях интеграции единого образовательного пространства», рег. № 1024033000036-8-5.3.1 (соглашение № 073-03-2024-005/2 от 27 августа 2024 г.).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 декабря 2024.
- Опубликована: 14 января 2025.
Ключевые слова
- приоритетные ценности педагога
- учитель русского языка и литературы
- ценностные основы профессиональной подготовки
- аксиологическое направление в преподавании русского языка
- priority values of a teacher
- teacher of Russian language and literature
- value bases of professional training
- axiological direction in the teaching of the Russian language
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»