• Научная статья
  • 14 января 2025
  • Открытый доступ

Ценностные основы профессиональной подготовки будущих учителей русского языка и литературы

Аннотация

Цель исследования – выявить приоритетные ценности педагога и способы их формирования в процессе обучения в вузе будущих учителей русского языка и литературы. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к решению проблемы формирования ценностных основ профессиональной подготовки студентов бакалавриата по специальности 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык», «Литература», в рамках аксиологического направления в преподавании русского языка, которое включает в себя широкий диапазон возможностей работы с фольклорными текстами, способствующими формированию системы традиционных ценностей и профессиональных компетенций будущих педагогов. Посредством качественного и количественного анализа результатов проведенного опроса будущих учителей-словесников выявлены наиболее актуальные ценности современного педагога, а также установлена значимость каждой категории ценностей с учетом статистических показателей выбора студентов каждого курса обучения. В результате исследования установлено, что системный подход к формированию ценностных основ профессиональной подготовки студентов и комплексное решение актуальных проблем методической поддержки будущих учителей русского языка и литературы являются необходимыми условиями успешного развития современного образовательного пространства Российской Федерации.

Источники

  1. Алексеева О. В. К проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей-филологов: учебные практики в педагогической магистратуре // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. № 3 (296).
  2. Бездухов В. П., Жирнова Т. В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностики и формирование: монография. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.
  3. Волкова Т. Н. Воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования. Шуя: Шуйский государственный педагогический университет, 2007.
  4. Вострикова Т. И. Ценности педагогического дискурса: дополняем «открытый список» // Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике: сборник материалов XХI международной научной конференции по риторике (г. Москва, 01-03 февраля 2017 г.). М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2017.
  5. Данилова Л. Н., Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., Ходырев А. М. Ценности педагогического образования: сущность и генезис // Ценности и смыслы. 2019. № 4 (62).
  6. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019.
  7. Доброва С. И. К вопросу о духовно-нравственном богатстве языка традиционной народной культуры // Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Воронеж, 21 октября 2010 г.). Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2010.
  8. Ешкина Н. И. Особенности подготовки студентов-филологов к решению профессиональных задач по эстетическому воспитанию школьников // Казанский педагогический журнал. 2012. № 5-6 (95).
  9. Измайлова А. Р., Мудрая М. В. Фольклор как средство патриотического воспитания школьников // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и методики их преподавания: материалы всероссийского научно-практического форума (г. Воронеж, 08-20 апреля 2024 г.). Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2024.
  10. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.
  11. Кулаева Г. М. Теория и практика формирования языкового эстетического идеала в средней школе: монография. Оренбург: Оренбургская книга, 2020.
  12. Лопаткин Е. В. Ценностно-смысловые основания подготовки будущих педагогов // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. № 2.
  13. Макеева Т. В. Теоретико-методологический анализ ценностно-смысловых основ профессиональной педагогической деятельности // Инновации в образовании. 2022. № 1.
  14. Меннер А. Э. Профессионально-ценностные ориентации будущего учителя: психолого-педагогический аспект // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. 2023. № 5.
  15. Мудрая М. В. Системная репрезентация гендера в пословицах русского народа // Лингвофольклористика. 2023. № 37.
  16. Рябухина Е. А. Методический анализ и методическая интерпретация как методы формирования ценностного отношения бакалавров к обучению школьников русскому языку // Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка: материалы международной научно-практической конференции к юбилею профессора А. Д. Дейкиной и ее научной школы (г. Москва, 22-23 марта 2019 г.): в 2 ч. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. Ч. 1.
  17. Скрябина О. А. О проблемах подготовки студентов к профессии – учитель русского языка // Наука и культура России. 2018. Т. 1.
  18. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: дисс. ... д. пед. н. М., 1977.
  19. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. М.: Academia, 2003.
  20. Терентьева Н. П. Литературное образование как способ ценностного самоопределения учащихся: автореф. дисс. … д. пед. н. СПб., 2014.
  21. Тихомирова Г. А. Роль языкового материала в воспитании профессиональных качеств учителя русского языка // Профессионально-педагогическая и специальная подготовка студентов как социокультурная деятельность: тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции (г. Рязань, 01 февраля 2000 г.): в 2 ч. Рязань: Рязанский государственный педагогический университет имени С. А. Есенина, 2000. Ч. 2.
  22. Червенко О. Б. Методические аспекты воспитания патриотизма в педагогическом вузе РФ // Гражданско-патриотическое воспитание: потенциал, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Саранск, 25 октября 2023 г.). Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, 2023.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Ценностно-смысловые основы подготовки будущих педагогов в условиях интеграции единого образовательного пространства», рег. № 1024033000036-8-5.3.1 (соглашение № 073-03-2024-005/2 от 27 августа 2024 г.).

Информация об авторах

Мудрая Мария Вадимовна

к. филол. н.

Воронежский государственный педагогический университет

Червенко Оксана Борисовна

к. филол. н.

Азовский государственный педагогический университет, г. Бердянск

Зубатенко Маргарита Александровна

Азовский государственный педагогический университет, г. Бердянск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 декабря 2024.
  • Опубликована: 14 января 2025.

Ключевые слова

  • приоритетные ценности педагога
  • учитель русского языка и литературы
  • ценностные основы профессиональной подготовки
  • аксиологическое направление в преподавании русского языка
  • priority values of a teacher
  • teacher of Russian language and literature
  • value bases of professional training
  • axiological direction in the teaching of the Russian language

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)