Моделирование и презентация профессионального диалога в иностранной аудитории в контексте межкафедральной интеграции
Аннотация
Цель исследования – обоснование необходимости межкафедральной интеграции и тесного сотрудничества кафедры русского языка с клиническими кафедрами в медицинском вузе, изучения дискурсивных особенностей речевого поведения врачей и лингвистических характеристик схемы истории болезни преподавателями-русистами для последующего моделирования профессионального диалога и внедрения интегрированного предметно-языкового обучения русскому языку иностранных студентов-медиков. В статье анализируется проблема формирования способности иноязычной коммуникации в ситуациях профессионального общения у иностранных студентов, обучающихся в медицинских вузах, и роль межкафедральной интеграции в создании условий эффективного обучения. Уделяется внимание методам интегрированного предметно-языкового обучения, которые позволяют сочетать изучение языка с освоением профессиональных знаний. Научная новизна заключается в разработке организационно-методических принципов работы по моделированию и обучению профессиональному диалогу иностранных студентов-медиков в условиях межкафедральной интеграции, методических рекомендаций по организации предметно-языкового обучения русскому языку студентов-иностранцев и комплекса заданий и упражнений для занятий по русскому языку для подготовки к клинической практике. В результате делается вывод о том, что дискурсивный и лингвометодический анализ жанра «расспрос больного», система совместной деятельности русистов и представителей клинических кафедр, применение технологий интегрированного предметно-языкового обучения на занятиях по подготовке к клинической практике в медицинском вузе позволяют сделать работу по обучению профессиональному диалогу более эффективной.
Источники
- Амерханова О. О. Особенности внедрения CLIL-курса «Иностранный язык в профессиональной сфере» для студентов неязыковых направлений подготовки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 192.
- Баринов Э. Ф., Айзятулов Р. Ф., Баринова М. Э., Сулаева О. Н. Межкафедральная интеграция как инструмент создания стандарта медицинского образования // Морфология. 2011. № 3.
- Березуцкий В. И. Межпредметные связи как основа обучения иностранных студентов в русскоязычной образовательной среде // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2017. № 1 (16).
- Глушкова Н. М., Любимова Т. Н. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку: вызовы и возможности // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99).
- Голованова Е. Н. Устный профессиональный диалог как комплексный речевой жанр // Жанры речи. 2016. № 2 (14).
- Гончаренко Н. В. Дискурсивные особенности статистической (паспортной) части анамнеза больного и способы их презентации иностранным студентам-медикам // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: материалы международной научной конференции, посвященной 50-летию кафедры русского языка и культуры русской речи (г. Ростов-на-Дону, 22 ноября 2017 г.). Ростов н/Д: Ростовский государственный медицинский университет, 2018.
- Гончаренко Н. В. Суггестивные характеристики медицинского дискурса: монография. Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2015.
- Долбилова Д. В. Обучение русскому языку как иностранному в специальных целях и предметно-языковое интегрированное обучение: педагогические условия // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. № 3.
- Дьякова В. Н. Подготовка к клинической практике. СПб.: Златоуст, 2016.
- Завьялов В. В. Педагогические условия предметно-языкового интегрированного обучения студентов нелингвистических направлений подготовки (на примере направления подготовки «Юриспруденция») // Общество. Коммуникация. Образование. 2021. Т. 12. № 2. https://doi.org/10.18721/JHSS.12205
- Игнатенко О. П., Фатеева Ю. Г. Профессиональные фразеологизмы в практическом курсе русского языка как иностранного (на материале языка медицины) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2017. Т. 16. № 2. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2017.2.20
- Капранчикова К. В., Завгородняя Е. Л., Саенко Е. С. Межкафедральное взаимодействие в аграрном вузе как основа для разработки курса профессионального иностранного языка на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского государственного университета. 2021. № 190.
- Клобукова Л. П., Нестерская Л. А., Норейко Л. Н. Модель профессионально ориентированного преподавания русского языка на завершающем этапе обучения иностранных учащихся экономических факультетов вузов РФ // Профессиональное лингвообразование: материалы XIV международной научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 18 сентября 2020 г.). Н. Новгород: Нижегородский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2020.
- Ковынева И. А. Формирование коммуникативной компетенции у иностранных студентов на основе междисциплинарных связей // Университетская наука: взгляд в будущее: материалы международной научно-практической конференции (г. Курск, 04-06 февраля 2016 г.). Курск: Курский государственный медицинский университет, 2016.
- Колесова Н. Н. Обучение профессиональной русской речи иностранных студентов медицинского вуза (на примере жанра тематической беседы): автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2017.
- Куриленко В. Б. Непрерывное профессионально ориентированное обучение русскому языку иностранных медиков: теория и практика: монография. М.: Российский университет дружбы народов, 2017.
- Куриленко В. Б., Макарова М. А., Смолдырева Т. А. Обучение иностранных студентов-медиков общению на профессиональные темы // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3.
- Маджаева С. И. Функции медицинского документа «История болезни» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2016. Т. 15. № 1.
- Майборода С. В. Проблема формирования коммуникативной компетенции студентов медицинского вуза при подготовке к участию в учебной коммуникации // Новое и традиционное в практике обучения русскому языку как родному и иностранному в российских университетах нефилологического профиля: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Санкт-Петербург, 17-18 мая 2018 г.). СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2018.
- Орлова Е. В. Актуальные речевые жанры в рамках профессионально ориентированного обучения русскому языку студентов-медиков // Русский язык за рубежом. 2014. № 5 (246).
- Орлова Е. В. Диалог как важнейший жанр речи для студентов-медиков // Жанры речи. 2017. № 2 (16).
- Попова Н. В., Алмазова Н. И., Евтушенко Т. Г., Зиновьева О. В. Опыт внутривузовского сотрудничества в процессе создания профессионально-ориентированных учебников по иностранному языку // Высшее образование в России. 2020. № 7.
- Прокофьева Л. П., Беляева А. Ю. Профессиональная коммуникация на занятиях по РКИ в медицинском вузе: учебники, методические инновации // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. 2011. Вып. 60. № 32 (248).
- Просвиркина И. И., Фролова А. М. Классификация жанров студенческого мобильного видео, создаваемого на занятиях по русскому языку как иностранному // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 12. https://doi.org/10.30853/ped20240156
- Ромашова О. В. Композиционно-содержательная и речевая организация медицинского документа: диахронический аспект (на материале истории болезни / медицинской карты стационарного больного): дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2016.
- Сотова И. А. Жанрово-ориентированный подход, жанровая грамотность и жанровая компетентность как категории лингводидактики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2017. Т. 15. № 4. https://doi.org/10.22363/2313-2264-2017-15-4-427-446
- Фатеева Ю. Г., Фомина Т. К., Игнатенко О. П. Расширение поля языковой профессиональной ориентации студентов-иностранцев на занятиях РКИ // Медико-этические и социокультурные вопросы профессиональной коммуникации: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции (г. Волгоград, 05 марта 2024 г.). Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2024.
- Фомина Т. К., Гончаренко Н. В. Русский язык как иностранный в контексте межкафедральной интеграции в медицинском вузе // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11. № 4.
- Хамраева Е. А., Железнякова Е. А., Васильева А. В., Сальман Е. А., Алексинская А. Ю. Внедрение предметно-языкового интегративного изучения русского языка как иностранного в образовательных организациях среднего профессионального образования: обоснование необходимости // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 10.
- Ходжаян А. Б., Маяцкая Н. К., Болкунова Е. В. Роль межпредметной координации в формировании профессиональной компетентности при обучении студентов-иностранцев в медицинском университете // Медицинское образование и вузовская наука. 2017. № 1.
- Черкашина Е. Л. Язык специальности как важная составляющая при обучении русскому языку как иностранному в неязыковом вузе // Интерактивность как катализатор развития вузов: сборник статей VI международной научно-практической конференции (г. Москва, 11 апреля 2024 г.). СПб.: Сциентия, 2024.
- Ши Ц. Экспериментальное исследование эффективности технологии CLIL в обучении иностранных студентов-медиков русскому языку (уровень B2) // Преподаватель ХХI век. 2024. № 2-1.
- Sotova I. A., Kolesova N. N. Teaching foreign medical student’s professional Russian speech on base of genre-oriented approach // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2016. № 3.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 8 января 2025.
- Опубликована: 11 февраля 2025.
Ключевые слова
- жанры медицинского дискурса
- профессионально ориентированное обучение
- межкафедральная интеграция
- обучение иностранных студентов-медиков
- интегрированное предметно-языковое обучение
- genres of medical discourse
- professionally oriented teaching
- interdepartmental integration
- teaching foreign medical students
- content and language integrated learning (CLIL)
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»