• Научная статья
  • 11 февраля 2025
  • Открытый доступ

Моделирование и презентация профессионального диалога в иностранной аудитории в контексте межкафедральной интеграции

Аннотация

Цель исследования – обоснование необходимости межкафедральной интеграции и тесного сотрудничества кафедры русского языка с клиническими кафедрами в медицинском вузе, изучения дискурсивных особенностей речевого поведения врачей и лингвистических характеристик схемы истории болезни преподавателями-русистами для последующего моделирования профессионального диалога и внедрения интегрированного предметно-языкового обучения русскому языку иностранных студентов-медиков. В статье анализируется проблема формирования способности иноязычной коммуникации в ситуациях профессионального общения у иностранных студентов, обучающихся в медицинских вузах, и роль межкафедральной интеграции в создании условий эффективного обучения. Уделяется внимание методам интегрированного предметно-языкового обучения, которые позволяют сочетать изучение языка с освоением профессиональных знаний. Научная новизна заключается в разработке организационно-методических принципов работы по моделированию и обучению профессиональному диалогу иностранных студентов-медиков в условиях межкафедральной интеграции, методических рекомендаций по организации предметно-языкового обучения русскому языку студентов-иностранцев и комплекса заданий и упражнений для занятий по русскому языку для подготовки к клинической практике. В результате делается вывод о том, что дискурсивный и лингвометодический анализ жанра «расспрос больного», система совместной деятельности русистов и представителей клинических кафедр, применение технологий интегрированного предметно-языкового обучения на занятиях по подготовке к клинической практике в медицинском вузе позволяют сделать работу по обучению профессиональному диалогу более эффективной.

Источники

  1. Амерханова О. О. Особенности внедрения CLIL-курса «Иностранный язык в профессиональной сфере» для студентов неязыковых направлений подготовки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 192.
  2. Баринов Э. Ф., Айзятулов Р. Ф., Баринова М. Э., Сулаева О. Н. Межкафедральная интеграция как инструмент создания стандарта медицинского образования // Морфология. 2011. № 3.
  3. Березуцкий В. И. Межпредметные связи как основа обучения иностранных студентов в русскоязычной образовательной среде // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2017. № 1 (16).
  4. Глушкова Н. М., Любимова Т. Н. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку: вызовы и возможности // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99).
  5. Голованова Е. Н. Устный профессиональный диалог как комплексный речевой жанр // Жанры речи. 2016. № 2 (14).
  6. Гончаренко Н. В. Дискурсивные особенности статистической (паспортной) части анамнеза больного и способы их презентации иностранным студентам-медикам // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: материалы международной научной конференции, посвященной 50-летию кафедры русского языка и культуры русской речи (г. Ростов-на-Дону, 22 ноября 2017 г.). Ростов н/Д: Ростовский государственный медицинский университет, 2018.
  7. Гончаренко Н. В. Суггестивные характеристики медицинского дискурса: монография. Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2015.
  8. Долбилова Д. В. Обучение русскому языку как иностранному в специальных целях и предметно-языковое интегрированное обучение: педагогические условия // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. № 3.
  9. Дьякова В. Н. Подготовка к клинической практике. СПб.: Златоуст, 2016.
  10. Завьялов В. В. Педагогические условия предметно-языкового интегрированного обучения студентов нелингвистических направлений подготовки (на примере направления подготовки «Юриспруденция») // Общество. Коммуникация. Образование. 2021. Т. 12. № 2. https://doi.org/10.18721/JHSS.12205
  11. Игнатенко О. П., Фатеева Ю. Г. Профессиональные фразеологизмы в практическом курсе русского языка как иностранного (на материале языка медицины) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2017. Т. 16. № 2. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2017.2.20
  12. Капранчикова К. В., Завгородняя Е. Л., Саенко Е. С. Межкафедральное взаимодействие в аграрном вузе как основа для разработки курса профессионального иностранного языка на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского государственного университета. 2021. № 190.
  13. Клобукова Л. П., Нестерская Л. А., Норейко Л. Н. Модель профессионально ориентированного преподавания русского языка на завершающем этапе обучения иностранных учащихся экономических факультетов вузов РФ // Профессиональное лингвообразование: материалы XIV международной научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 18 сентября 2020 г.). Н. Новгород: Нижегородский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2020.
  14. Ковынева И. А. Формирование коммуникативной компетенции у иностранных студентов на основе междисциплинарных связей // Университетская наука: взгляд в будущее: материалы международной научно-практической конференции (г. Курск, 04-06 февраля 2016 г.). Курск: Курский государственный медицинский университет, 2016.
  15. Колесова Н. Н. Обучение профессиональной русской речи иностранных студентов медицинского вуза (на примере жанра тематической беседы): автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2017.
  16. Куриленко В. Б. Непрерывное профессионально ориентированное обучение русскому языку иностранных медиков: теория и практика: монография. М.: Российский университет дружбы народов, 2017.
  17. Куриленко В. Б., Макарова М. А., Смолдырева Т. А. Обучение иностранных студентов-медиков общению на профессиональные темы // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3.
  18. Маджаева С. И. Функции медицинского документа «История болезни» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2016. Т. 15. № 1.
  19. Майборода С. В. Проблема формирования коммуникативной компетенции студентов медицинского вуза при подготовке к участию в учебной коммуникации // Новое и традиционное в практике обучения русскому языку как родному и иностранному в российских университетах нефилологического профиля: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Санкт-Петербург, 17-18 мая 2018 г.). СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2018.
  20. Орлова Е. В. Актуальные речевые жанры в рамках профессионально ориентированного обучения русскому языку студентов-медиков // Русский язык за рубежом. 2014. № 5 (246).
  21. Орлова Е. В. Диалог как важнейший жанр речи для студентов-медиков // Жанры речи. 2017. № 2 (16).
  22. Попова Н. В., Алмазова Н. И., Евтушенко Т. Г., Зиновьева О. В. Опыт внутривузовского сотрудничества в процессе создания профессионально-ориентированных учебников по иностранному языку // Высшее образование в России. 2020. № 7.
  23. Прокофьева Л. П., Беляева А. Ю. Профессиональная коммуникация на занятиях по РКИ в медицинском вузе: учебники, методические инновации // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. 2011. Вып. 60. № 32 (248).
  24. Просвиркина И. И., Фролова А. М. Классификация жанров студенческого мобильного видео, создаваемого на занятиях по русскому языку как иностранному // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 12. https://doi.org/10.30853/ped20240156
  25. Ромашова О. В. Композиционно-содержательная и речевая организация медицинского документа: диахронический аспект (на материале истории болезни / медицинской карты стационарного больного): дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2016.
  26. Сотова И. А. Жанрово-ориентированный подход, жанровая грамотность и жанровая компетентность как категории лингводидактики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2017. Т. 15. № 4. https://doi.org/10.22363/2313-2264-2017-15-4-427-446
  27. Фатеева Ю. Г., Фомина Т. К., Игнатенко О. П. Расширение поля языковой профессиональной ориентации студентов-иностранцев на занятиях РКИ // Медико-этические и социокультурные вопросы профессиональной коммуникации: сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции (г. Волгоград, 05 марта 2024 г.). Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2024.
  28. Фомина Т. К., Гончаренко Н. В. Русский язык как иностранный в контексте межкафедральной интеграции в медицинском вузе // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11. № 4.
  29. Хамраева Е. А., Железнякова Е. А., Васильева А. В., Сальман Е. А., Алексинская А. Ю. Внедрение предметно-языкового интегративного изучения русского языка как иностранного в образовательных организациях среднего профессионального образования: обоснование необходимости // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 10.
  30. Ходжаян А. Б., Маяцкая Н. К., Болкунова Е. В. Роль межпредметной координации в формировании профессиональной компетентности при обучении студентов-иностранцев в медицинском университете // Медицинское образование и вузовская наука. 2017. № 1.
  31. Черкашина Е. Л. Язык специальности как важная составляющая при обучении русскому языку как иностранному в неязыковом вузе // Интерактивность как катализатор развития вузов: сборник статей VI международной научно-практической конференции (г. Москва, 11 апреля 2024 г.). СПб.: Сциентия, 2024.
  32. Ши Ц. Экспериментальное исследование эффективности технологии CLIL в обучении иностранных студентов-медиков русскому языку (уровень B2) // Преподаватель ХХI век. 2024. № 2-1.
  33. Sotova I. A., Kolesova N. N. Teaching foreign medical student’s professional Russian speech on base of genre-oriented approach // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2016. № 3.

Информация об авторах

Гончаренко Наталья Владимировна

к. филол. н., доц.

Университет имени Сунь Ятсена, г. Гуанчжоу, Китайская Народная Республика

Алтухова Ольга Николаевна

к. филол. н., доц.

Волгоградский государственный медицинский университет

Воробьева Галина Васильевна

к. филол. н., доц.

Волгоградский государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 января 2025.
  • Опубликована: 11 февраля 2025.

Ключевые слова

  • жанры медицинского дискурса
  • профессионально ориентированное обучение
  • межкафедральная интеграция
  • обучение иностранных студентов-медиков
  • интегрированное предметно-языковое обучение
  • genres of medical discourse
  • professionally oriented teaching
  • interdepartmental integration
  • teaching foreign medical students
  • content and language integrated learning (CLIL)

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)