• Научная статья
  • 14 февраля 2025
  • Открытый доступ

Подходы отечественных педагогов рубежа XIX-XX веков к природоохранному воспитанию подрастающего поколения

Аннотация

Цель работы состоит в выявлении подходов к преподнесению природоохранной тематики, которые обосновывались педагогами XIX – начала XX века. В статье исследуются истоки антропоцентрической и биоцентрической позиции в социуме. Научная новизна заключается в том, что в труде устанавливается связь между высказываемыми на рубеже веков взглядами на вопросы природоохраны и естествознания и актуальными проблемами и на основе исследованных подходов и современных межнаучных знаний о природе доказывается перспективность биоцентрической концепции, предусматривающей интеграцию в образование идеи о необходимости стремиться к сокращению всякой жестокости к живым существам. В результате определены подходы педагогов рубежа XIX-XX веков к преподнесению природоохранной тематики: прагматико-натуралистический, гуманистически ориентированный в рамках антропоцентрической мировоззренческой парадигмы, биоцентрический. Установлено, что они различались по позициям, касающимся гуманизма и жестокости по отношению к живой природе, и что накопление межнаучных знаний указывает на перспективность биоцентрического подхода, имеющего в своей основе биоэтические ценности.

Источники

  1. Афанасьев Г. Ю. Природоохранная и экологическая повестка в общественной жизни Российской империи второй половины XIX – начала XX вв. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 6.
  2. Бранг П. Россия неизвестная. История культур вегетарианских образов жизни от начала до наших дней. М.: Языки славянской культуры, 2006.
  3. Ватутин А. В. Природоохранительное воспитание учащихся в русской народной школе во второй половине XIX века: автореф. дисс. … к. пед. н. Елец, 2006.
  4. Горбунов-Посадов И. И. Сострадание к животным и воспитание наших детей. М.: Посредник, 1910.
  5. Горяшко А. День птиц // Биология. 2001. № 14.
  6. Деркачев И. П. Будьте сострадательны (к животным). М.: Издание А. Д. Ступина, 1896.
  7. Деркачев И. П. Наши обязанности к животным. М.: Типография общества распространения полезных книг, 1903.
  8. Исторический очерк деятельности Российского общества покровительства животным с дня его основания 4-го октября 1865 г., по 1891 г., или за 25 лет его существования. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1890.
  9. Кайгородов Д. Н. На разные темы, преимущественно педагогические. СПб.: А. С. Суворин, 1907.
  10. Кащенко Н. Ф. Надо подружиться с природой (о детских Майских союзах). Томск: Тип. Губернского управления, 1910.
  11. Китаев А. П. Вопрос о вегетарианстве, решаемый с педагогической точки зрения // Вегетарианский вестник. 1905. № 6.
  12. Кравченко М. Б., Копытина З. Н. Истоки формирования экологического образования в Российском государстве // Вестник Томского государственного университета. 2006. Вып. 4.
  13. Кюрегина А. В. Биоэтическое образование как условие успешного использования советского природоохранного опыта в современной средней и высшей школе // Современный ученый. 2023a. № 5.
  14. Кюрегина А. В. Вопросы систематизации и популяризации исторических и литературных источников, связанных с развитием биоэтических ценностей и гуманной педагогики в России конца XIX – начала XX века // Научное мнение. 2023b. № 7-8.
  15. Кюрегина А. В. Проблемы содержания образования, установленные в ходе просветительских мероприятий и расследований на биоэтическую тематику // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 10.
  16. Кюрегян А. В. Развитие биоэтической мысли в педагогике и образовании России XVIII-XXI вв. // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7.
  17. Михайлов Д. С. О первоначальном преподавании естествознания // Голиков В. И. Методика естествоведения в главнейших ее представителях и историческом развитии в нашей общеобразовательной школе – средней и низшей. М.: Издательство К. И. Тихомирова, 1902.
  18. Назарова Е. В. Экологическое образование в русской народной школе второй половины XIX – начала XX вв.: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 1999.
  19. Павлов А. В. О программе природоведения, составленной проф. Кайгородовым для трех младших классов средней школы // Голиков В. И. Методика естествоведения в главнейших ее представителях и историческом развитии в нашей общеобразовательной школе – средней и низшей. М.: Издательство К. И. Тихомирова, 1902.
  20. Русаков В. Детские майские союзы для охраны птиц и покровительства животным. СПб. – М.: Товарищество М. О. Вольф, 1903.
  21. Рюш Г. Тысяча врачей мира против экспериментов на животных. М.: Издательство Константина Сабинина, 2015a.
  22. Рюш Г. Убийство невинных. М.: Издательство Константина Сабинина, 2015b.
  23. Цабель Э. О необходимости и средствах распространения в народе гуманных чувств к животным // Голиков В. И. Методика естествоведения в главнейших ее представителях и историческом развитии в нашей общеобразовательной школе – средней и низшей. М.: Издательство К. И. Тихомирова, 1902.
  24. Чертков В. Жизнь одна (об убийстве живых существ). М.: Посредник, 1912.
  25. Ясинский И. И. Этика питания // Ясинский И. И. Этика обыденной жизни. СПб.: Тип. В. С. Балашев и К°, 1900.
  26. Croce P. Vivisection or Science: An Investigation into Testing Drugs and Safeguarding Health. L. – N. Y.: ZED Books Ltd, 1999.
  27. The Lancet. One Health. A Call for Ecological Equity. Editorial // Lancet. 2023. Vol. 401. Iss. 10372. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(23)00090-9

Информация об авторах

Кюрегина Анна Викторовна

к. пед. н., доц.

Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 января 2025.
  • Опубликована: 14 февраля 2025.

Ключевые слова

  • природоохранное воспитание
  • антропоцентрическое мировоззрение
  • биоцентрическая образовательная парадигма
  • гуманизм личности
  • натуралистический подход к природе
  • гуманизация науки
  • environmental education
  • anthropocentric worldview
  • biocentric educational paradigm
  • humanism of the individual
  • naturalistic approach to nature
  • humanization of science

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)