Воспитательная работа вуза по сохранению исторической памяти (на материале конкурса военной поэзии)
Аннотация
Цель исследования – обосновать возможность и эффективность организации воспитательной работы в вузе на материале художественной литературы (поэзии) для сохранения исторической памяти. Новизна работы заключается в том, что впервые описан и проанализирован опыт успешной педагогической практики проведения конкурса поэзии в вузе. В результате исследования обоснован воспитательный потенциал конкурса. Во-первых, идейное и духовное содержание художественной литературы (поэзии) является богатым источником сохранения исторической памяти. Стихотворения привлекают студентов схожими с текстами соцсетей характеристиками (краткость, актуальность, новизна). Эмоционально-чувственное восприятие поэзии позволяет воспринимать историю на личностном уровне. Во-вторых, конкурс чтецов поэзии является эффективной формой сохранения исторической памяти, поскольку позволяет органически соединять эмоционально-чувственный и деятельностный компоненты восприятия. В-третьих, результативность конкурса чтецов заключается в возможности развития у студентов интеллектуальных способностей (расширение круга чтения, аналитика текста, аргументация ответов на вопросы и др.); формирования навыков творческой работы (мотивация участия в конкурсе, поиск и выбор текста, публичное выступление и др.). Исследования в области поиска разнообразных форм воспитательной работы с использованием художественной литературы в вузе по сохранению исторической памяти имеют эвристический характер.
Источники
- Алексеева И. Ю., Алексеев А. П. Философия исторической памяти // Вопросы философии. 2018. № 10.
- Бадмаев В. Н. Ментальность и историческая память // Вестник Калмыцкого университета. 2012. Вып. 1 (13).
- Замараева Е. И. Проблемы сохранения исторической памяти в эпоху цифровизации // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.153.3.034
- Кабыткина И. Б., Володина А. Я. Историческая правда как предмет фальсификации в современных политических условиях // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. Вып. 5 (131). https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.131.95
- Кандыбович С. Л., Разина Т. В. Историческая память, ее сохранение и формирование в педагогическом процессе // Мировые цивилизации. 2022. Т. 6. № 4.
- Куликов С. П., Новиков С. В. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах // Московский экономический журнал. 2019. № 11.
- Линченко А. А. Время и событие в нарративах семейной памяти молодежи // Studia Humanitatis. 2020. № 2. https://st-hum.ru/content/linchenko-aa-vremya-i-sobytie-v-narrativah-semeynoy-pamyati-molodezhi
- Макаренко Е. И., Миронова Т. А. Формирование социально-исторической памяти у студентов технических вузов // Власть. 2023. № 6.
- Наумов Д. И. Военно-историческая реконструкция как инструмент формирования исторической памяти учащейся и студенческой молодежи: философский аспект // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия. Педагогические науки. 2022. № 7.
- Нор К. Е., Ивлева В. С. Формы воспитательной работы в образовательной организации высшего образования // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского государственного аграрного университета. 2022. № 2. https://doi.org/10.36718/2500-1825-2022-2-176-188
- Сорокина Н. Д. Историческая память современных студентов. Что происходит? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-144-152
- Сучилина А. А. Противоречия формирования исторического сознания современной российской молодежи // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. 2020. № 10 (1). https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-1-95-99
- Шестаков Ю. А. Историческое сознание российской молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности России // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2022. Т. 47. № 2. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-399-407
- Шумкова Н. В. Историческая память как интегративный ресурс общероссийской гражданской идентичности студенческой молодежи // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2022. Т. 22. № 2. https://doi.org/10.15507/2078-9823.58.022.202202.140-150
- Юмашева Т. А., Назаров В. В. Формирование исторической памяти студентов педагогического вуза в процессе преподавания учебной дисциплины «История России» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 5. https://doi.org/10.30853/ped20240061
- Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Издательство политической литературы, 1991.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 17 мая 2024.
- Опубликована: 19 февраля 2025.
Ключевые слова
- историческая память
- традиционные духовные ценности
- воспитательная работа вуза
- конкурс чтения стихов
- historical memory
- traditional spiritual values
- educational work of the university
- poetry reading competition
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»