• Научная статья
  • 19 февраля 2025
  • Открытый доступ

Воспитательная работа вуза по сохранению исторической памяти (на материале конкурса военной поэзии)

Аннотация

Цель исследования – обосновать возможность и эффективность организации воспитательной работы в вузе на материале художественной литературы (поэзии) для сохранения исторической памяти. Новизна работы заключается в том, что впервые описан и проанализирован опыт успешной педагогической практики проведения конкурса поэзии в вузе. В результате исследования обоснован воспитательный потенциал конкурса. Во-первых, идейное и духовное содержание художественной литературы (поэзии) является богатым источником сохранения исторической памяти. Стихотворения привлекают студентов схожими с текстами соцсетей характеристиками (краткость, актуальность, новизна). Эмоционально-чувственное восприятие поэзии позволяет воспринимать историю на личностном уровне. Во-вторых, конкурс чтецов поэзии является эффективной формой сохранения исторической памяти, поскольку позволяет органически соединять эмоционально-чувственный и деятельностный компоненты восприятия. В-третьих, результативность конкурса чтецов заключается в возможности развития у студентов интеллектуальных способностей (расширение круга чтения, аналитика текста, аргументация ответов на вопросы и др.); формирования навыков творческой работы (мотивация участия в конкурсе, поиск и выбор текста, публичное выступление и др.). Исследования в области поиска разнообразных форм воспитательной работы с использованием художественной литературы в вузе по сохранению исторической памяти имеют эвристический характер.

Источники

  1. Алексеева И. Ю., Алексеев А. П. Философия исторической памяти // Вопросы философии. 2018. № 10.
  2. Бадмаев В. Н. Ментальность и историческая память // Вестник Калмыцкого университета. 2012. Вып. 1 (13).
  3. Замараева Е. И. Проблемы сохранения исторической памяти в эпоху цифровизации // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.153.3.034
  4. Кабыткина И. Б., Володина А. Я. Историческая правда как предмет фальсификации в современных политических условиях // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. Вып. 5 (131). https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.131.95
  5. Кандыбович С. Л., Разина Т. В. Историческая память, ее сохранение и формирование в педагогическом процессе // Мировые цивилизации. 2022. Т. 6. № 4.
  6. Куликов С. П., Новиков С. В. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах // Московский экономический журнал. 2019. № 11.
  7. Линченко А. А. Время и событие в нарративах семейной памяти молодежи // Studia Humanitatis. 2020. № 2. https://st-hum.ru/content/linchenko-aa-vremya-i-sobytie-v-narrativah-semeynoy-pamyati-molodezhi
  8. Макаренко Е. И., Миронова Т. А. Формирование социально-исторической памяти у студентов технических вузов // Власть. 2023. № 6.
  9. Наумов Д. И. Военно-историческая реконструкция как инструмент формирования исторической памяти учащейся и студенческой молодежи: философский аспект // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия. Педагогические науки. 2022. № 7.
  10. Нор К. Е., Ивлева В. С. Формы воспитательной работы в образовательной организации высшего образования // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского государственного аграрного университета. 2022. № 2. https://doi.org/10.36718/2500-1825-2022-2-176-188
  11. Сорокина Н. Д. Историческая память современных студентов. Что происходит? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-144-152
  12. Сучилина А. А. Противоречия формирования исторического сознания современной российской молодежи // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. 2020. № 10 (1). https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-1-95-99
  13. Шестаков Ю. А. Историческое сознание российской молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности России // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2022. Т. 47. № 2. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-399-407
  14. Шумкова Н. В. Историческая память как интегративный ресурс общероссийской гражданской идентичности студенческой молодежи // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2022. Т. 22. № 2. https://doi.org/10.15507/2078-9823.58.022.202202.140-150
  15. Юмашева Т. А., Назаров В. В. Формирование исторической памяти студентов педагогического вуза в процессе преподавания учебной дисциплины «История России» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 5. https://doi.org/10.30853/ped20240061
  16. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Издательство политической литературы, 1991.

Информация об авторах

Царева Надежда Александровна

д. филос. н., доц.

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, г. Владивосток

Мирза Николай Иванович

к. пед. н.

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, г. Владивосток

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 мая 2024.
  • Опубликована: 19 февраля 2025.

Ключевые слова

  • историческая память
  • традиционные духовные ценности
  • воспитательная работа вуза
  • конкурс чтения стихов
  • historical memory
  • traditional spiritual values
  • educational work of the university
  • poetry reading competition

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)