Методологическое обоснование возможностей и ограничений продуктового подхода в научно-педагогическом исследовании
Аннотация
Цель исследования – выявить методологический потенциал продуктового подхода в контексте традиционной научно-педагогической методологии. В статье рассмотрены возможности экстраполяции основных принципов продуктового подхода в сферу образования, теоретически обоснованы и оценены перспективы применения продуктового подхода в образовании и научном исследовании его проблем. Научная новизна заключается в формировании научно-обоснованных представлений о возможностях и ограничениях продуктового подхода в образовании с учетом гуманитарной и социокультурной специфики последнего как предмета научного исследования, а также в уточнении исследовательских ориентиров в условиях экстенсивной экстраполяции принципов продуктового подхода в сферу образования и научного исследования. В результате выявлены возможности продуктового подхода в сфере образования, заключающиеся в выстраивании образовательного пространства вокруг мотивов, целей и интересов обучающихся, а также ограничения продуктового подхода, которые обусловлены доминированием бизнес-ценностей над гуманистическими, недооценкой исторического и социокультурного опыта личности. Авторы обосновали, что основные принципы продуктового подхода, такие как клиентоориентированность, итеративность, измеримость результатов, применительно к педагогике концептуально соотносимы с идеями человекоцентризма и теорией научно-педагогического творчества.
Материалы исследования
- Бордовская Н. В. Педагогическая системология: учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов, вузовских преподавателей. М.: Дрофа, 2009.
- Дроздов К. Продуктовый подход в компании: революционный прорыв или путь к провалу? 2024. https://vc.ru/growth/1012805-produktovyi-podhod-v-kompanii-revolyucionnyi-proryv-ili-put-k-provalu#6
- Загвязинский В. И. Методология педагогического исследования: учебное пособие для вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2024.
- Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. Изд-е 7-е, стер. М.: Академия, 2012.
- Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Общая педагогика: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008.
- Ираидина М. Что такое продуктовые метрики и зачем они нужны? 2019. https://skillbox.ru/media/management/chto_takoe_produktovye_metriki_i_zachem_oni_nuzhny/#2
- Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007.
- Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Толковый словарь по социологии. 2013. https://sociology_dictionary.academic.ru/5182/ПРОДУКТ
- Толковый словарь Ожегова. https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82
- Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой. http://www.ckii.ru/Library/Vocabulary/17
- Черкашина Е. Как продуктовый подход помогает создавать востребованные продукты // Бизнес-секреты – медиа о бизнесе от Т-банка. 2024. https://secrets.tbank.ru/blogi-kompanij/chto-takoe-produktovyj-podhod/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
- Что такое продуктовый подход и как его применять // Школа управления Сколково. 2023. https://www.skolkovo.ru/expert-opinions/chto-takoe-produktovyj-podhod-i-kak-ego-primenyat/
- Cambridge Dictionary. https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/product
Источники
- Алибекова Г. Ж., Едгенов Б. М., Кожахметова А. К., Мынбаева Э. Н. Оценка факторов коммерциализации результатов научных исследований в Республике Казахстан // Экономика: стратегия и практика. 2024. № 19 (2). https://doi.org/10.51176/1997-9967-2024-2-41-57
- Астахин А. С. Дополнительное онлайн образование: тенденции рынка и маркетинговые стратегии продвижения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Экономика. 2024. № 4 (350).
- Брейтигам Э. К. Сохранение фундаментальности математического образования как важнейшее условие непрерывного образования // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (43). https://doi.org/10.37386/2413-4481-2020-2-21-24
- Загвязинский В. И. Общая панорама педагогического исследования: постановочный этап // Образование и наука. 2014. № 8. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-4-18
- Закирова А. Ф. Методологический аппарат научного исследования в аспекте концептуализации педагогического знания // Образование и наука. 2015. № 10 (129). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-4-19
- Закирова А. Ф. Эвристическая природа научно-педагогического гипотезирования // Образование и наука. 2010. № 10 (78).
- Кан Е. Н. Дизайн-мышление как способ управления энтропией в эпоху «VUCA-BANI-SHIVA-мира» // Креативная экономика. 2023. Т. 17. № 9. https://doi.org/10.18334/ce.17.9.119039
- Михаленок Н. О., Акимова Д. Д. Развитие управление рисками при управлении проектами − переход к продуктовому подходу // Вестник Самарского государственного университета путей сообщения. 2021. № 4 (54).
- Сериков В. В. Доказательность результатов педагогического исследования как методологическая проблема // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 6.
- Сериков В. В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества // Образование и наука. 2015. № 7 (126). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-7-4-23
- Сериков В. В. Развитие педагогического исследования: от возникновении идеи и замысла до выдвижения гипотезы // Теория инновационной деятельности. 2014. № 6.
- Alhamadi A. The Role of EdTech in Supporting Lifelong Learning // Journal of Information Systems Engineering and Management. 2025. Vol. 10 (12s). https://doi.org/10.52783/jisem.v10i12s.1854
- Bischoff K., Volkmann Ch., Audretsch D. Stakeholder collaboration in entrepreneurship education: an analysis of the entrepreneurial ecosystems of European higher educational institutions // The Journal of Technology Transfer. 2018. Vol. 43 (3). http://doi.org/10.1007/s10961-017-9581-0
- Chahal S. Agile Methodologies for Improved Product Management // Journal of Business and Strategic Management. 2023. Vol. 8 (4). https://doi.org/10.47941/jbsm.1439
- Ebert C. Software Product Management // Software, IEEE. 2014. Vol. 31 (3).
- El Aouni F., Moumane K., Idri A., Najib M., Ullah Jan S. A Systematic Literature Review on Agile, Cloud, and DevOps Integration: Challenges, Benefits // Information and Software Technology. 2025. Vol. 177: 107569. https://doi.org/10.1016/j.infsof.2024.107569
- Gaubinger K., Rabl M., Swan S., Werani T. Innovation and Product Management: A Holistic and Practical Approach to Uncertainty Reduction. Berlin – Heidelberg: Springer, 2015.
- Holmström Olsson Н., Bosch J. Strategic Digital Product Management: Nine Approaches // Information and Software Technology. 2025. Vol. 177: 107594. https://doi.org/10.1016/j.infsof.2024.107594
- Santosh C. J. Product Modular Enhancement Framework (PMEF): A New Approach to Product Upgradation // International Journal of Scientific Research and Management (IJSRM). 2025. Vol. 13 (1).
- Sjödin D., Parida V., Jovanovic M., Visnjic I. Value Creation and Value Capture Alignment in Business Model Innovation: A Process View on Outcome‐Based Business Models // Journal of Product Innovation Management. 2019. Vol. 37 (2). https://doi.org/10.1111/jpim.12516
- Tsurho S., James H. Enhancing Digital Literacy as an Imperative Necessity for Academic Excellence and Lifelong Learning // Multidisciplinary Research Journal. 2025. Vol. 1 (2). https://doi.org/10.63635/mrj.v1i2.25
- Xu M., David J. M., Kim S. H. The Fourth Industrial Revolution: Opportunities and Challenges // International Journal of Financial Research. 2018. Vol. 9 (2). https://doi.org/10.5430/ijfr.v9n2p90
- Zotou M., Tambouris E., Tarabanis K. Data-Driven Problem Based Learning: Enhancing Problem Based Learning with Learning Analytics // Educational Technology Research and Development. 2020. Vol. 68 (6). https://doi.org/10.1007/s11423-020-09828-8
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 30 августа 2025.
- Опубликована: 6 октября 2025.
Ключевые слова
- продуктовый подход
- методологический потенциал
- методология научно-педагогического исследования
- бизнес-ценности
- гуманистические ценности
- product management
- methodological potential
- methodology of pedagogical research
- business values
- humanistic values
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»