Проектирование и реализация стратегий развития и совершенствования педагогов в системе дополнительного профессионального образования (опыт Института развития образования Республики Татарстан)
Аннотация
Цель исследования – на основе реализуемых современных стратегий профессионального развития и совершенствования педагогов в системе дополнительного профессионального образования разработать технологию персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, которая меняет способы обучения, опираясь на персонификацию и индивидуализацию, и способствует профессиональному совершенствованию педагогических кадров на принципах непрерывности, взаимосвязи и сотрудничества. В статье рассмотрены стратегии – инновационная методология совершенствования дополнительного профессионального образования; развитие программ дополнительного профессионального образования педагогов; проектная деятельность в дополнительном профессиональном образовании педагогов; внедрение в процесс повышения квалификации педагогов инновационных технологий с целью адаптации педагогов к современным условиям и стимулирования мотивации к дальнейшему профессиональному саморазвитию; формирование и развитие управленческих команд, реализация которых способна повлиять на обеспечение соответствия квалификации педагогов меняющимся условиям профессиональной деятельности. Научная новизна заключается в предложении новых механизмов на основе экосистемного подхода, которые переводят обучающихся из положения пассивных исполнителей в состояние активно действующих субъектов, в использовании механизмов самоуправления профессионально-личностным саморазвитием, обеспечивающих самоцелеполагание, самоорганизацию, самоконтроль, рефлексию непрерывного профессионального роста. В результате создана технология персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, которая меняет способы обучения, опираясь на персонификацию и индивидуализацию, и способствует профессиональному совершенствованию педагогических кадров на принципах непрерывности, взаимосвязи и сотрудничества.
Материалы исследования
- Шапиро Дж. Как подготовить детей к будущему, которое едва можно предсказать / пер. с англ. М. В. Фроловой. М.: Эксмо, 2019.
- Эффективные практики управленческих команд образовательных организаций / авт.-сост. И. А. Сахнова, И. А. Смирнов, Р. А. Халитова. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2023.
Источники
- Андреева А. А., Калмыкова С. В. Реализация принципа микромодульного обучения в конструкторе индивидуальных образовательных траекторий // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. https://doi.org/10.17513/spno.32435
- Браже Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. 1993. № 2.
- Ермолаева М. В., Кокуева Ж. М., Погодина А. В. Принципы командообразования в проектной деятельности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. № 3. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2020.16.3.005
- Ивашнева С. В. Возможности использования краудсорсинга в системе повышения квалификации педагогических работников // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5.
- Каранатова Л. Г., Кулев А. Ю. Трансформация экосистемы дополнительного профессионального образования под влиянием инновационных технологий // Управленческое консультирование. 2020. № 12. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-12-120-129
- Карякин А. М. Командная работа: основы теории и практики. Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2003.
- Кашаев А. А., Ларина М. Е. Цифровая образовательная экосистема «успех учителя» как основа технологии управления качеством дополнительного профессионального образования педагогических работников Рязанской области // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 4. https://doi.org/10.17513/spno.32652
- Кудаков О. Р., Данилов В. А., Матушанский Г. У. Структура командной компетенции // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2.
- Кудрявцева Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора. 2011. № 4.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
- Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Экосистемный подход к решению актуальных вопросов образования педагогов в рамках инновационной площадки РАО // Вестник педагогических наук. 2022. № 5.
- Перевозкина Ю. М. Субстанционально-темпоральная системность ролевой социализации личности: монография. Новосибирск: НГПУ, 2019.
- Плотникова Н. Ф. Командный подход в обучении. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2001.
- Прохорова М. П., Петровский А. М. Экосистемный подход в образовании: характеристики и возможности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-4.
- Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Академический вестник института образования взрослых Российской Академии образования «Человек и образование». 2006. № 4-5.
- Солдатова Г. У., Шляпников В. Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. https://doi.org/10.17759/pse.2015200401
- Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. М.: АСТ, 2002.
- Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2 (25-26).
- Уткин А. В., Шевченко К. В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 2 (107). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-14
- Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
- Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие. М.: Эйдос; Издательство Института образования человека, 2012.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 29 августа 2025.
- Опубликована: 13 октября 2025.
Ключевые слова
- профессиональное развитие
- совершенствование педагогических кадров
- стратегии профессионального совершенствования педагогов
- дополнительное профессиональное образование
- professional development
- improvement of teaching staff
- strategies for professional development of teachers
- continuing professional education
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»