• Научная статья
  • 13 октября 2025
  • Открытый доступ

Проектирование и реализация стратегий развития и совершенствования педагогов в системе дополнительного профессионального образования (опыт Института развития образования Республики Татарстан)

Аннотация

Цель исследования – на основе реализуемых современных стратегий профессионального развития и совершенствования педагогов в системе дополнительного профессионального образования разработать технологию персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, которая меняет способы обучения, опираясь на персонификацию и индивидуализацию, и способствует профессиональному совершенствованию педагогических кадров на принципах непрерывности, взаимосвязи и сотрудничества. В статье рассмотрены стратегии – инновационная методология совершенствования дополнительного профессионального образования; развитие программ дополнительного профессионального образования педагогов; проектная деятельность в дополнительном профессиональном образовании педагогов; внедрение в процесс повышения квалификации педагогов инновационных технологий с целью адаптации педагогов к современным условиям и стимулирования мотивации к дальнейшему профессиональному саморазвитию; формирование и развитие управленческих команд, реализация которых способна повлиять на обеспечение соответствия квалификации педагогов меняющимся условиям профессиональной деятельности. Научная новизна заключается в предложении новых механизмов на основе экосистемного подхода, которые переводят обучающихся из положения пассивных исполнителей в состояние активно действующих субъектов, в использовании механизмов самоуправления профессионально-личностным саморазвитием, обеспечивающих самоцелеполагание, самоорганизацию, самоконтроль, рефлексию непрерывного профессионального роста. В результате создана технология персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, которая меняет способы обучения, опираясь на персонификацию и индивидуализацию, и способствует профессиональному совершенствованию педагогических кадров на принципах непрерывности, взаимосвязи и сотрудничества.

Материалы исследования

  1. Шапиро Дж. Как подготовить детей к будущему, которое едва можно предсказать / пер. с англ. М. В. Фроловой. М.: Эксмо, 2019.
  2. Эффективные практики управленческих команд образовательных организаций / авт.-сост. И. А. Сахнова, И. А. Смирнов, Р. А. Халитова. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2023.

Источники

  1. Андреева А. А., Калмыкова С. В. Реализация принципа микромодульного обучения в конструкторе индивидуальных образовательных траекторий // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. https://doi.org/10.17513/spno.32435
  2. Браже Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. 1993. № 2.
  3. Ермолаева М. В., Кокуева Ж. М., Погодина А. В. Принципы командообразования в проектной деятельности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. № 3. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2020.16.3.005
  4. Ивашнева С. В. Возможности использования краудсорсинга в системе повышения квалификации педагогических работников // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5.
  5. Каранатова Л. Г., Кулев А. Ю. Трансформация экосистемы дополнительного профессионального образования под влиянием инновационных технологий // Управленческое консультирование. 2020. № 12. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-12-120-129
  6. Карякин А. М. Командная работа: основы теории и практики. Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2003.
  7. Кашаев А. А., Ларина М. Е. Цифровая образовательная экосистема «успех учителя» как основа технологии управления качеством дополнительного профессионального образования педагогических работников Рязанской области // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 4. https://doi.org/10.17513/spno.32652
  8. Кудаков О. Р., Данилов В. А., Матушанский Г. У. Структура командной компетенции // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2.
  9. Кудрявцева Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора. 2011. № 4.
  10. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  11. Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Экосистемный подход к решению актуальных вопросов образования педагогов в рамках инновационной площадки РАО // Вестник педагогических наук. 2022. № 5.
  12. Перевозкина Ю. М. Субстанционально-темпоральная системность ролевой социализации личности: монография. Новосибирск: НГПУ, 2019.
  13. Плотникова Н. Ф. Командный подход в обучении. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.
  14. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2001.
  15. Прохорова М. П., Петровский А. М. Экосистемный подход в образовании: характеристики и возможности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-4.
  16. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход // Академический вестник института образования взрослых Российской Академии образования «Человек и образование». 2006. № 4-5.
  17. Солдатова Г. У., Шляпников В. Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. https://doi.org/10.17759/pse.2015200401
  18. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. М.: АСТ, 2002.
  19. Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2 (25-26).
  20. Уткин А. В., Шевченко К. В. Экосистемный подход в образовании: от метафоры к методологии и практике // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 2 (107). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-14
  21. Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
  22. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие. М.: Эйдос; Издательство Института образования человека, 2012.

Информация об авторах

Нугуманова Людмила Николаевна

д. пед. н., доц.

Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань

Шайхутдинова Галия Айратовна

к. пед. н., доц.

Институт развития образования Республики Татарстан, г. Казань

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 29 августа 2025.
  • Опубликована: 13 октября 2025.

Ключевые слова

  • профессиональное развитие
  • совершенствование педагогических кадров
  • стратегии профессионального совершенствования педагогов
  • дополнительное профессиональное образование
  • professional development
  • improvement of teaching staff
  • strategies for professional development of teachers
  • continuing professional education

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)