• Научная статья
  • 16 октября 2025
  • Открытый доступ

Междисциплинарный подход к развитию устной речи у студентов-филологов, готовящихся к преподаванию русского языка как иностранного во Вьетнаме

Аннотация

Цель исследования заключается в концептуализации междисциплинарного подхода к развитию устной речевой компетенции у вьетнамских студентов-филологов, изучающих русский язык вне естественной языковой среды. Анализируется интеграция лингвокультурологических, психологических, педагогических и цифровых ресурсов, функционирующих как взаимодополняющие элементы единой стратегии обучения. Эмпирическую базу исследования составили результаты анкетирования 49 обучающихся факультета русского и корейского языков Ханойского университета предпринимательства и технологий. Основными барьерами в овладении устной речью оказались языковые трудности и психологические факторы. Респонденты также отметили важность цифровых ресурсов для преодоления этих трудностей; наибольшей популярностью пользуются мобильные приложения Busuu и HelloTalk. На основе теоретического и эмпирического анализа обосновано применение междисциплинарных принципов при формировании устной речевой компетенции студентов-филологов. В рамках исследования сформулированы ключевые принципы данного подхода и предложены практические рекомендации по организации смешанного обучения. Научная новизна исследования заключается в системном обосновании интеграции лингвистического, психологического, межкультурного и цифрового компонентов в процесс подготовки будущих преподавателей русского языка как иностранного к развитию устной речи вне естественной языковой среды. Результаты анкетирования подтверждают целесообразность активного использования цифровых средств и коммуникативных практик при преодолении выявленных трудностей.

Источники

  1. Аду С. С., Жарова О. С. Развитие навыков аудирования при обучении иностранных слушателей подготовительного факультета языку специальности // Русский язык за рубежом. 2019. № 3.
  2. Бузинова Л. М., Парамонова Д. В. Обучение русскому языку как иностранному: исторический экскурс и современная лингводидактика // Концепт. 2024. № 9. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11135
  3. Дегтяренко В. В. Развитие устной речи посредством диалога на начальном этапе обучения РКИ // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2016. № 40.
  4. Дорофеева Е. В. Создание комфортного психологического климата в студенческой группе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 1.
  5. Зимняя И. А. Психология обучения иностранному языку. Изд-е 2-е, испр. М. – Воронеж: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; МОДЭК, 2001.
  6. Нгуен В. Х. Отношение вьетнамских студентов к развитию навыков устной и письменной речи русского языка при помощи социальных сетей: количественное исследование // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2024. № 1.
  7. Нгуен Т. Л. Трудности вьетнамских студентов при обучении русскому языку // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5.
  8. Сафонова В. В. Интернет-ориентированная методика обучения межкультурному общению на иностранных языках: проблемы, тенденции и перспективы развития // Евразийский форум. 2014. № 2.
  9. Сычева Е. С. Междисциплинарный подход в обучении русскому языку как иностранному // Этнокультурный и социолингвистический аспекты в теории и практике преподавания языков в негуманитарных вузах: сб. науч. статей III Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30 марта 2023 г. Мн.: БНТУ, 2023.
  10. Хакимова Г. М. Роль междисциплинарных подходов в обучении русскому языку для иностранных студентов // Ta’lim fidoylari. 2025. № 4.
  11. Чан Динь Лам. Обучение русской диалогической речи вьетнамцев: проблемы и решение // Успехи современного естествознания. 2014. № 4.
  12. Carruthers J., Fisher L. Conducting Interdisciplinary Research in Modern Languages: Towards ‘Common Ground’ and ‘Integration’ // Modern Languages Open. 2020. № 1.
  13. Patiño A. E., Cango V. M., Vidal Montaño V. The Improvement of Oral Communicative Competence in English through Artificial Intelligence // LATAM Revista Latinoamericana de Ciencias Sociales y Humanidades. 2024. Vol. 5. № 1.

Информация об авторах

Хоанг Тху Куинь

Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, г. Москва; Ханойский университет предпринимательства и технологий, Социалистическая Республика Вьетнам

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 августа 2025.
  • Опубликована: 16 октября 2025.

Ключевые слова

  • устная речь
  • преподавание русского языка как иностранного
  • междисциплинарный подход
  • коммуникативная компетенция
  • психологические факторы
  • oral speech
  • teaching Russian as a foreign language
  • interdisciplinary approach
  • communicative competence
  • psychological factors

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)