• Научная статья
  • 17 октября 2025
  • Открытый доступ

Опыт разработки регионально-ориентированных учебных материалов в формате «азбука» для патриотического воспитания учащихся на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Аннотация

Цель исследования – представить опыт создания учебных материалов с региональным компонентом содержания, посвященных Амурской области и городу Благовещенску, предназначенных для использования на уроках английского языка в общеобразовательной школе. В статье предлагается обзор уже имеющихся учебных пособий региональной направленности, используемых в преподавании иностранных языков, описаны преимущества учебных пособий в формате «азбука города/региона», предложены способы включения регионально-ориентированного и патриотически-направленного содержания в практику изучения иностранного языка на основе геймифицированного обучения. Научная новизна исследования заключается в том, что оно позволяет расширить представление о возможностях регионально-ориентированного содержания в методике преподавания иностранных языков, дополняя существующие подходы сочетанием патриотического воспитания и игровых форм, адаптированных для разных этапов обучения. В результате исследования разработаны и проходят апробацию учебные материалы «Азбука Благовещенска», «Амурская область от А до Я» и комплект игровых заданий к ним, способствующие формированию у обучающихся позитивного отношения к родному краю и культурно-историческому наследию региона на уроках английского языка.

Материалы исследования

  1. Афанасьева О. В., Дули Д., Михеева И. В. Английский язык. 2-11 класс. Spotlight: учебник. М.: Просвещение, 2012.
  2. Дмитриева О. В. Азбука города К. Калининград: Калининградская книга, 2021.
  3. Корегина Т. В. Челябинск: путешествие по городу от А до Я. Изд-е 5-е. Челябинск: Край Ра, 2022.
  4. Кротов А., Плотникова Н. Азбука Владивостока. Изд-е 2-е. Владивосток, 2023.
  5. Логунова Е. Буквальные столицы / иллюстрации А. Голубева. СПб. – М.: Речь, 2022.
  6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
  7. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года (обновленная версия, 2023): Распоряжение Правительств РФ от 28 декабря 2009 года № 2094-р (с изменениями на 10 июня 2023 года). https://docs.cntd.ru/document/902195483?marker=65A0IQ\
  8. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. https://fgos.ru/fgos-noo (ФГОС НОО, 2021).
  9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. https://fgos.ru/fgos-ooo (ФГОС ООО, 2021).
  10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 года № 287. https://fgos.ru/fgos-soo (ФГОС СОО, 2022).
  11. Черкасов С. В. Азбука Екатеринбурга. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2023.
  12. Dictionary of the Amur region Place Names / ed. by M. V. Gorbanevsky. Blagoveshchensk: BSPU Publishing House, 2022.
  13. From Blago with Love: A Course for Intermediate and Upper-Intermediate Students of English / ed. T. V. Anikhovskaya. Blagoveshchensk: BSPU Publishing House, 2023.
  14. Spotlight on Amur Region / под ред. Е. В. Платаевой. М., 2021.

Источники

  1. Авдеев Ю. А. Дальний Восток: как остановить отток населения и сделать его привлекательным? (полемические размышления) // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Т. 17. № 3. https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.3.1
  2. Алексеева И. С. Введение в переводоведение. СПб. – М.: Филологический факультет СПбГУ; Издательский центр «Академия», 2012.
  3. Аниховская Т. В. На английском про Амурское: из опыта создания и использования учебных пособий и лингводидактических материалов регионального характера на английском языке // Педагогический дискурс: вызовы цифровизации и трансформация образовательных практик: материалы IV Всероссийской конференции, Москва, 03-05 марта 2025 г. / под общ. ред. И. В. Тивьяевой. М.: Языки Народов Мира, 2025.
  4. Вансович А. А., Матеишен А. Е. Игры с региональным компонентом содержания на уроках английского языка // Материалы 3 (74-й) региональной итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ, Благовещенск, 24 апреля 2025 г.: в 2 ч. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2025а. Ч. 1.
  5. Вансович А. А., Матеишен А. Е. Урбанонимы Благовещенска на английском языке в лингвистическом и дидактическом аспектах // Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы XXV региональной научно-практической конференции, Благовещенск, 22 мая 2024 г.: в 2 т. Благовещенск: ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, 2024. Т. 1.
  6. Вансович А. А., Матеишен А. Е. ABC of Blagoveshchensk: возможности использования азбуки Благовещенска при изучении английского языка // Молодежь ХХI века: шаг в будущее: материалы XXVI региональной научно-практической конференции, Благовещенск, 16 мая 2025 г.: в 2 т. Благовещенск: Издательство БГПУ, 2025b. Т. 1.
  7. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003.
  8. Годунова Н. А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2006. № 7.
  9. Григорьева М. Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2011. № 10.
  10. Егорова Е. Н., Тихонова К. А. Функционирование урбанонимов в лингвокультурном пространстве города (на примере анализа урбанонимов г. Архангельска) // Арктика и Север. 2017. № 26. https://doi.org/10.17238/issn2221-2698.2017.26.14
  11. Захаров С. М. Молодежь и миграция: особенности дальневосточного кейса // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2024. № 2.
  12. Землянская А. П. Гражданско-патриотическое воспитание современных подростков // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 3 (43). https://doi.org/10.25726/z6874-8944-8134-r
  13. Ибрагимова Г. Г. Применение игровых технологий на уроке английского языка в начальной школе // Инновационная наука. 2024. № 4-1.
  14. Иванова Д. В. Гражданско-патриотическое воспитание студентов на современном этапе развития поликультурного общества: ресурсы и технологии // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 5 (45). https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-5-78-87
  15. Казакова С. Л. Система урбанонимов и их прагматический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 5 (3).
  16. Казакова Т. А. Практические основы перевода [Лексические приемы перевода]. СПб.: Издательство Союз, 2001.
  17. Казанцева Д. В., Ефимова А. Д. Использование игры в обучении английскому языку детей среднего школьного возраста // Современные проблемы и перспективы развития науки и образования: сборник научных тезисов и статей по материалам Международной научно-практической очно-заочной конференции, Орехово-Зуево, 28 октября 2022 г. Орехово-Зуево, 2022.
  18. Латышев Л. К. Технология перевода. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  19. Максимова Д. С., Федоряк В. В. Виртуальная экскурсия как вид проектной деятельности на уроке английского языка // Материалы 3 (74-й) региональной итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ, Благовещенск, 24 апреля 2025 г.: в 2 ч. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2025. Ч. 1.
  20. Максимова Д. С., Федоряк В. В. Топонимы Амурской области в контексте преподавания английского языка // Материалы 73-й научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ: сборник докладов конференции, Благовещенск, 25 апреля 2024 г. Благовещенск, 2024.
  21. Образовательные маяки Дальнего Востока: роль вузов и колледжей в обеспечении демографической устойчивости округа / науч. ред. Н. К. Габдрахманов. М.: НИУ ВШЭ, 2025.
  22. Погорелая Г. В. Реализация принципа краеведения в обучении школьников иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2013. № 1.
  23. Попова Е. В. Педагогические условия применения проектной деятельности для активизации патриотического воспитания в начальной школе // Современное педагогическое образование. 2024. № 3.
  24. Разумов Р. В. Урбанонимическая система полилингвального города // Верхневолжский филологический вестник. 2023. № 2 (33).
  25. Савкин А. Е., Архипова М. В. Применение компьютерных игр в обучении английскому языку // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6.
  26. Самкова Л. Н. Национально-региональный компонент как средство формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка // Интернет и образование. 2011. № 32.
  27. Семенова Е. С., Васильева Е. Н. Национально-региональный компонент как средство формирования социокультурной компетенции школьников на уроках английского языка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Науки об образовании. 2016. № 3 (91).
  28. Соколова Н. А., Черусова Л. А. Использование проектной деятельности в курсе обучения иностранному языку // Иностранные Языки в Школе. 2017. № 11.
  29. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. Изд-е 2-е. М.: АСТ: Астрель, 2010.
  30. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 2001.
  31. Сысоев П. В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управления проектами // Иностранные Языки в Школе. 2020. № 9.
  32. Титова С. В., Чикризова К. В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал // Педагогика и психология образования. 2019. № 1.
  33. Федоряк В. В., Максимова Д. С. Amur Region from A to Z: Азбука Амурской области на уроках английского языка в общеобразовательной школе // Молодежь ХХI века: шаг в будущее: материалы XXVI региональной научно практической конференции, Благовещенск, 16 мая 2025 г.: в 2 т. Благовещенск: Издательство БГПУ, 2025. Т. 1.
  34. ф А. А. Региональный компонент в современном российском образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2.
  35. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: RUGRAM, 2022.
  36. Kapp K. The Gamification of Learning and Instruction: game-based methods and strategies for training and education. San Fransisco, CA: Pfeiffer, 2012.
  37. Zicherman G., Linder J. The Gamification Revolution: How Leaders Leverage Game Mechanics to Grush the Competition. N. Y.: McGraw Hill, 2013.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках выполнения научного проекта «Амурская область от А до Я / Amur Region from A to Z: серия информационно-просветительских и учебных изданий об Амурской области на английском и русском языках», получившего поддержку по внутривузовскому гранту для реализации исследовательских проектов научными коллективами ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет».

Информация об авторах

Аниховская Татьяна Владимировна

к. филол. н., доц.

Благовещенский государственный педагогический университет

Федоряк Валерия Вячеславовна

Благовещенский государственный педагогический университет

Матеишен Артем Евгеньевич

Гимназия № 1, г. Благовещенск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 сентября 2025.
  • Опубликована: 17 октября 2025.

Ключевые слова

  • патриотическое воспитание
  • обучение английскому языку
  • региональный компонент содержания обучения
  • геймификация
  • patriotic education
  • English language teaching
  • regional component of learning content
  • gamification

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)