Опыт разработки регионально-ориентированных учебных материалов в формате «азбука» для патриотического воспитания учащихся на уроках английского языка в общеобразовательной школе
Аннотация
Цель исследования – представить опыт создания учебных материалов с региональным компонентом содержания, посвященных Амурской области и городу Благовещенску, предназначенных для использования на уроках английского языка в общеобразовательной школе. В статье предлагается обзор уже имеющихся учебных пособий региональной направленности, используемых в преподавании иностранных языков, описаны преимущества учебных пособий в формате «азбука города/региона», предложены способы включения регионально-ориентированного и патриотически-направленного содержания в практику изучения иностранного языка на основе геймифицированного обучения. Научная новизна исследования заключается в том, что оно позволяет расширить представление о возможностях регионально-ориентированного содержания в методике преподавания иностранных языков, дополняя существующие подходы сочетанием патриотического воспитания и игровых форм, адаптированных для разных этапов обучения. В результате исследования разработаны и проходят апробацию учебные материалы «Азбука Благовещенска», «Амурская область от А до Я» и комплект игровых заданий к ним, способствующие формированию у обучающихся позитивного отношения к родному краю и культурно-историческому наследию региона на уроках английского языка.
Материалы исследования
- Афанасьева О. В., Дули Д., Михеева И. В. Английский язык. 2-11 класс. Spotlight: учебник. М.: Просвещение, 2012.
- Дмитриева О. В. Азбука города К. Калининград: Калининградская книга, 2021.
- Корегина Т. В. Челябинск: путешествие по городу от А до Я. Изд-е 5-е. Челябинск: Край Ра, 2022.
- Кротов А., Плотникова Н. Азбука Владивостока. Изд-е 2-е. Владивосток, 2023.
- Логунова Е. Буквальные столицы / иллюстрации А. Голубева. СПб. – М.: Речь, 2022.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
- Об утверждении стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года (обновленная версия, 2023): Распоряжение Правительств РФ от 28 декабря 2009 года № 2094-р (с изменениями на 10 июня 2023 года). https://docs.cntd.ru/document/902195483?marker=65A0IQ\
- Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. https://fgos.ru/fgos-noo (ФГОС НОО, 2021).
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. https://fgos.ru/fgos-ooo (ФГОС ООО, 2021).
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 года № 287. https://fgos.ru/fgos-soo (ФГОС СОО, 2022).
- Черкасов С. В. Азбука Екатеринбурга. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2023.
- Dictionary of the Amur region Place Names / ed. by M. V. Gorbanevsky. Blagoveshchensk: BSPU Publishing House, 2022.
- From Blago with Love: A Course for Intermediate and Upper-Intermediate Students of English / ed. T. V. Anikhovskaya. Blagoveshchensk: BSPU Publishing House, 2023.
- Spotlight on Amur Region / под ред. Е. В. Платаевой. М., 2021.
Источники
- Авдеев Ю. А. Дальний Восток: как остановить отток населения и сделать его привлекательным? (полемические размышления) // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Т. 17. № 3. https://doi.org/10.19181/lsprr.2021.17.3.1
- Алексеева И. С. Введение в переводоведение. СПб. – М.: Филологический факультет СПбГУ; Издательский центр «Академия», 2012.
- Аниховская Т. В. На английском про Амурское: из опыта создания и использования учебных пособий и лингводидактических материалов регионального характера на английском языке // Педагогический дискурс: вызовы цифровизации и трансформация образовательных практик: материалы IV Всероссийской конференции, Москва, 03-05 марта 2025 г. / под общ. ред. И. В. Тивьяевой. М.: Языки Народов Мира, 2025.
- Вансович А. А., Матеишен А. Е. Игры с региональным компонентом содержания на уроках английского языка // Материалы 3 (74-й) региональной итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ, Благовещенск, 24 апреля 2025 г.: в 2 ч. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2025а. Ч. 1.
- Вансович А. А., Матеишен А. Е. Урбанонимы Благовещенска на английском языке в лингвистическом и дидактическом аспектах // Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы XXV региональной научно-практической конференции, Благовещенск, 22 мая 2024 г.: в 2 т. Благовещенск: ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, 2024. Т. 1.
- Вансович А. А., Матеишен А. Е. ABC of Blagoveshchensk: возможности использования азбуки Благовещенска при изучении английского языка // Молодежь ХХI века: шаг в будущее: материалы XXVI региональной научно-практической конференции, Благовещенск, 16 мая 2025 г.: в 2 т. Благовещенск: Издательство БГПУ, 2025b. Т. 1.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003.
- Годунова Н. А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2006. № 7.
- Григорьева М. Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2011. № 10.
- Егорова Е. Н., Тихонова К. А. Функционирование урбанонимов в лингвокультурном пространстве города (на примере анализа урбанонимов г. Архангельска) // Арктика и Север. 2017. № 26. https://doi.org/10.17238/issn2221-2698.2017.26.14
- Захаров С. М. Молодежь и миграция: особенности дальневосточного кейса // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2024. № 2.
- Землянская А. П. Гражданско-патриотическое воспитание современных подростков // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 3 (43). https://doi.org/10.25726/z6874-8944-8134-r
- Ибрагимова Г. Г. Применение игровых технологий на уроке английского языка в начальной школе // Инновационная наука. 2024. № 4-1.
- Иванова Д. В. Гражданско-патриотическое воспитание студентов на современном этапе развития поликультурного общества: ресурсы и технологии // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 5 (45). https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-5-78-87
- Казакова С. Л. Система урбанонимов и их прагматический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 5 (3).
- Казакова Т. А. Практические основы перевода [Лексические приемы перевода]. СПб.: Издательство Союз, 2001.
- Казанцева Д. В., Ефимова А. Д. Использование игры в обучении английскому языку детей среднего школьного возраста // Современные проблемы и перспективы развития науки и образования: сборник научных тезисов и статей по материалам Международной научно-практической очно-заочной конференции, Орехово-Зуево, 28 октября 2022 г. Орехово-Зуево, 2022.
- Латышев Л. К. Технология перевода. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Максимова Д. С., Федоряк В. В. Виртуальная экскурсия как вид проектной деятельности на уроке английского языка // Материалы 3 (74-й) региональной итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ, Благовещенск, 24 апреля 2025 г.: в 2 ч. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2025. Ч. 1.
- Максимова Д. С., Федоряк В. В. Топонимы Амурской области в контексте преподавания английского языка // Материалы 73-й научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ: сборник докладов конференции, Благовещенск, 25 апреля 2024 г. Благовещенск, 2024.
- Образовательные маяки Дальнего Востока: роль вузов и колледжей в обеспечении демографической устойчивости округа / науч. ред. Н. К. Габдрахманов. М.: НИУ ВШЭ, 2025.
- Погорелая Г. В. Реализация принципа краеведения в обучении школьников иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2013. № 1.
- Попова Е. В. Педагогические условия применения проектной деятельности для активизации патриотического воспитания в начальной школе // Современное педагогическое образование. 2024. № 3.
- Разумов Р. В. Урбанонимическая система полилингвального города // Верхневолжский филологический вестник. 2023. № 2 (33).
- Савкин А. Е., Архипова М. В. Применение компьютерных игр в обучении английскому языку // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6.
- Самкова Л. Н. Национально-региональный компонент как средство формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка // Интернет и образование. 2011. № 32.
- Семенова Е. С., Васильева Е. Н. Национально-региональный компонент как средство формирования социокультурной компетенции школьников на уроках английского языка // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Науки об образовании. 2016. № 3 (91).
- Соколова Н. А., Черусова Л. А. Использование проектной деятельности в курсе обучения иностранному языку // Иностранные Языки в Школе. 2017. № 11.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. Изд-е 2-е. М.: АСТ: Астрель, 2010.
- Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 2001.
- Сысоев П. В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управления проектами // Иностранные Языки в Школе. 2020. № 9.
- Титова С. В., Чикризова К. В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал // Педагогика и психология образования. 2019. № 1.
- Федоряк В. В., Максимова Д. С. Amur Region from A to Z: Азбука Амурской области на уроках английского языка в общеобразовательной школе // Молодежь ХХI века: шаг в будущее: материалы XXVI региональной научно практической конференции, Благовещенск, 16 мая 2025 г.: в 2 т. Благовещенск: Издательство БГПУ, 2025. Т. 1.
- ф А. А. Региональный компонент в современном российском образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: RUGRAM, 2022.
- Kapp K. The Gamification of Learning and Instruction: game-based methods and strategies for training and education. San Fransisco, CA: Pfeiffer, 2012.
- Zicherman G., Linder J. The Gamification Revolution: How Leaders Leverage Game Mechanics to Grush the Competition. N. Y.: McGraw Hill, 2013.
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках выполнения научного проекта «Амурская область от А до Я / Amur Region from A to Z: серия информационно-просветительских и учебных изданий об Амурской области на английском и русском языках», получившего поддержку по внутривузовскому гранту для реализации исследовательских проектов научными коллективами ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет».
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 22 сентября 2025.
- Опубликована: 17 октября 2025.
Ключевые слова
- патриотическое воспитание
- обучение английскому языку
- региональный компонент содержания обучения
- геймификация
- patriotic education
- English language teaching
- regional component of learning content
- gamification
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»