Технологии виртуальной реальности в реабилитации детей и подростков с детским церебральным параличом
Аннотация
Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование возможности и целесообразности применения технологий виртуальной реальности (VR) в реабилитации детей и подростков с детским церебральным параличом (ДЦП). Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы, затрагивающей современную дефектологию, специальную психологию, медицину и цифровые технологии, – поиску инновационных путей и средств реабилитации детей и подростков с ДЦП, в частности – посредством использования систем виртуальной реальности разного назначения. Авторы дают обзор программных сред и технологий на основе VR-технологии, используемых в работе с детьми с ДЦП, и предлагают систему их включения в практику реабилитации на основе характера и специфики двигательных нарушений. По мнению авторов статьи, ключевой компонент технологии виртуальной реальности – погружение индивида в виртуальную среду как средство включения его во взаимодействие с окружающим миром, активизация и оптимизация его двигательных навыков в ходе этого процесса – может быть максимально актуализирован. Научная новизна исследования определяется выявлением потенциала VR-технологий применительно к реабилитации детей и подростков c ДЦП, а результатом исследования выступает систематизированное описание реабилитационных возможностей программных средств VR-технологий в соответствии с нарушенными функциями у детей и подростков с ДЦП.
Материалы исследования
- Асмолов И. Ю., Журавская Н. В., Махонин Е. В., Сиротинина Р. Л. Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП): эпидемиология, классификации, этиология // Теоретико-прикладные аспекты инклюзивной физической культуры в гуманитарных вузах: учебно-методическое пособие. Орел: Орловский государственный институт культуры, 2017.
- Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учебно-методическое пособие / сост.: С. А. Немкова и др. М.: Союз педиатров России, 2012.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 (ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 № 955. Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г. № 72264). https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/(ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, 2014).
- Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 № 72149). https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1022/federalnaia-adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo/(ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, 2023).
- Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 (ред. от 17.07.2024) (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 № 72654). https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1023/(ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, 2022).
- Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 (ред. от 17.07.2024) (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 № 72653). https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1025/(ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ, 2022).
Источники
- Вершинин Е. Г., Лаврентьев О. Э., Бережной Р. Н. Пути оптимизации реабилитационного процесса у детей с детским церебральным параличом // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины: Материалы 62-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых ВолГМУ, Волгоград, 19-23 апреля 2004 года / под общ. ред. В. И. Петрова. Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2004.
- Волынов М. М., Китов А. А., Горячкин Б. С. Виртуальная реальность: виды, структура, особенности, перспективы развития // E-Scio. 2020. № 5 (44).
- Гадзиева Б. М., Милованова О. А., Витковская С. В., Пузин С. С., Арапханова Х. А. Детский церебральный паралич – актуальная проблема современного общества (обзор литературы) // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2022. № 3.
- Горелик В. В., Филиппова С. Н., Беляев В. С., Карлова Е. В. Эффективность тренажерной технологии визуализации образов в игровой деятельности для двигательной реабилитации детей с детским церебральным параличом // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2019. № 4. https://doi.org/10.24075/vrgmu.2019.051
- Дунина С. С. Особенности профилактики агрессии у подростков с детским церебральным параличом // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-23
- Карякин Н. Н., Шейко Г. Е., Воловик М. Г., Белова А. Н. Технологии виртуальной реальности в комплексной медицинской реабилитации пациентов с детским церебральным параличом // Бюллетень сибирской медицины. 2020. Т. 19. № 2. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2020-2-142-152
- Ковшова О. С., Киреева Т. И. Клинико-психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2020. № 4. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.04.10
- Кольцов А. А., Джомардлы Э. И. Общие вопросы детского церебрального паралича (научный обзор): в 2 ч. // Физическая и реабилитационная медицина. 2021. № 3 (1). Ч. 1. Этиология, патогенез и клинические особенности спастических форм.
- Клиточенко Г. В., Тонконоженко Н. Л., Малюжинская Н. В., Кривоножкина П. С. Методы реабилитации при детском церебральном параличе. Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2018.
- Марочкина Н. В., Орлова И. А. Адаптивная физическая культура в реабилитации детей с диагнозом детский церебральный паралич // The Unity of Science. 2019. № 1.
- Моисеева К. Е., Суслова Г. А., Заступова А. А., Глущенко В. А., Болотских В. М., Колотова А. С., Микиртичан Г. Л., Заславский Д. В. Медико-социальные проблемы распространенности детского церебрального паралича (обзор литературы) // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2024. № 5. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2024-5-907-924
- Насирова И. Р., Маджидова Я. Н. Оценка расстройств функциональных возможностей с помощью классификации GMFCS у больных с ДЦП // Научные исследования 2024: сборник статей X Международной научно-практической конференции, Пенза, 23 февраля 2024 года. Пенза: Наука и Просвещение, 2024.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Гарева Т. А. Применение Pablo System в системе коррекции двигательной сферы у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.
- Хулелидзе Т. В. Социальная адаптация детей с ДЦП посредством участия в творческой деятельности: проблемы, методы и средства // Мир без границ: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Ставрополь, 09 декабря 2022 года. Ставрополь: СГПИ, 2022.
- Шадеркина В. А., Лелюк А. В., Алтунин Д. В. Виртуальная реальность (VR) в педиатрии: международный и российский опыт // Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2023. № 9 (1). https://doi.org/10.29188/2712-9217-2023-9-1-60-71
- Шалькевич Л. В. Влияние реабилитационных технологий с использованием виртуальной реальности на качество жизни детей с детским церебральным параличом // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2021a. Т. 19. № 1.
- Шалькевич Л. В. Детский церебральный паралич: использование современных классификационных систем // Медицинские новости. 2021b. № 1 (316).
- Шалькевич Л. В. Эффективность использования технологий виртуальной реальности в комплексной реабилитации мануальной активности у детей с детским церебральным параличом // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2020. Т. 18. № 6.
- Шошмин А. В., Бесстрашнова Я. К., Кожушко Л. А. Применение Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для организации медицинской и социальной помощи детям с последствиями ДЦП // VI Балтийский конгресс по детской неврологии: сборник тезисов конгресса, Санкт-Петербург, 09-11 июня 2016 года. СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Человек и его здоровье», 2016.
- Gagliardi C., Turconi A. C., Biffi E., Maghini C., Marelli A., Cesareo A., Diella E., Panzeri D. Immersive Virtual Reality to Improve Walking Abilities in Cerebral Palsy: A Pilot Study // Annals of biomedical engineering. 2018. № 46 (9).
- James S., Ziviani J., Ware R. S., Boyd R. N. Randomized controlled trial of web-based multimodal therapy for unilateral cerebral palsy to improve occupational performance [with consumer summary] // Developmental Medicine and Child Neurology. 2015. № 57 (6).
- Volovik M. G., Borzikov V. V., Kuznetsov A. N., Bazarov D. I., Polyakova A. G. Virtual Reality Technology in Complex Medical Rehabilitation of Patients with Disabilities (Review) // Modern Technologies in Medicine. 2018. Vol. 10. № 4. https://doi.org/10.17691/stm2018.10.4.21
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 17 июня 2025.
- Опубликована: 20 октября 2025.
Ключевые слова
- технологии виртуальной реальности
- детский церебральный паралич
- реабилитация детей с детским церебральным параличом
- технологии реабилитации подростков с ДЦП
- реабилитационный потенциал технологий виртуальной реальности
- virtual reality technologies
- cerebral palsy
- rehabilitation of children with cerebral palsy
- rehabilitation technologies for adolescents with cerebral palsy
- rehabilitation potential of virtual reality technologies
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»