• Научная статья
  • 20 октября 2025
  • Открытый доступ

Технологии виртуальной реальности в реабилитации детей и подростков с детским церебральным параличом

Аннотация

Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование возможности и целесообразности применения технологий виртуальной реальности (VR) в реабилитации детей и подростков с детским церебральным параличом (ДЦП). Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы, затрагивающей современную дефектологию, специальную психологию, медицину и цифровые технологии, – поиску инновационных путей и средств реабилитации детей и подростков с ДЦП, в частности – посредством использования систем виртуальной реальности разного назначения. Авторы дают обзор программных сред и технологий на основе VR-технологии, используемых в работе с детьми с ДЦП, и предлагают систему их включения в практику реабилитации на основе характера и специфики двигательных нарушений. По мнению авторов статьи, ключевой компонент технологии виртуальной реальности – погружение индивида в виртуальную среду как средство включения его во взаимодействие с окружающим миром, активизация и оптимизация его двигательных навыков в ходе этого процесса – может быть максимально актуализирован. Научная новизна исследования определяется выявлением потенциала VR-технологий применительно к реабилитации детей и подростков c ДЦП, а результатом исследования выступает систематизированное описание реабилитационных возможностей программных средств VR-технологий в соответствии с нарушенными функциями у детей и подростков с ДЦП.

Материалы исследования

  1. Асмолов И. Ю., Журавская Н. В., Махонин Е. В., Сиротинина Р. Л. Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП): эпидемиология, классификации, этиология // Теоретико-прикладные аспекты инклюзивной физической культуры в гуманитарных вузах: учебно-методическое пособие. Орел: Орловский государственный институт культуры, 2017.
  2. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учебно-методическое пособие / сост.: С. А. Немкова и др. М.: Союз педиатров России, 2012.
  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 (ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 № 955. Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г. № 72264). https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/(ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, 2014).
  4. Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 № 72149). https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1022/federalnaia-adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo/(ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ, 2023).
  5. Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 (ред. от 17.07.2024) (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 № 72654). https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1023/(ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, 2022).
  6. Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 (ред. от 17.07.2024) (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 № 72653). https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1025/(ФАОП ООО для обучающихся с ОВЗ, 2022).

Источники

  1. Вершинин Е. Г., Лаврентьев О. Э., Бережной Р. Н. Пути оптимизации реабилитационного процесса у детей с детским церебральным параличом // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины: Материалы 62-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых ВолГМУ, Волгоград, 19-23 апреля 2004 года / под общ. ред. В. И. Петрова. Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2004.
  2. Волынов М. М., Китов А. А., Горячкин Б. С. Виртуальная реальность: виды, структура, особенности, перспективы развития // E-Scio. 2020. № 5 (44).
  3. Гадзиева Б. М., Милованова О. А., Витковская С. В., Пузин С. С., Арапханова Х. А. Детский церебральный паралич – актуальная проблема современного общества (обзор литературы) // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2022. № 3.
  4. Горелик В. В., Филиппова С. Н., Беляев В. С., Карлова Е. В. Эффективность тренажерной технологии визуализации образов в игровой деятельности для двигательной реабилитации детей с детским церебральным параличом // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2019. № 4. https://doi.org/10.24075/vrgmu.2019.051
  5. Дунина С. С. Особенности профилактики агрессии у подростков с детским церебральным параличом // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-23
  6. Карякин Н. Н., Шейко Г. Е., Воловик М. Г., Белова А. Н. Технологии виртуальной реальности в комплексной медицинской реабилитации пациентов с детским церебральным параличом // Бюллетень сибирской медицины. 2020. Т. 19. № 2. https://doi.org/10.20538/1682-0363-2020-2-142-152
  7. Ковшова О. С., Киреева Т. И. Клинико-психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2020. № 4. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.04.10
  8. Кольцов А. А., Джомардлы Э. И. Общие вопросы детского церебрального паралича (научный обзор): в 2 ч. // Физическая и реабилитационная медицина. 2021. № 3 (1). Ч. 1. Этиология, патогенез и клинические особенности спастических форм.
  9. Клиточенко Г. В., Тонконоженко Н. Л., Малюжинская Н. В., Кривоножкина П. С. Методы реабилитации при детском церебральном параличе. Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2018.
  10. Марочкина Н. В., Орлова И. А. Адаптивная физическая культура в реабилитации детей с диагнозом детский церебральный паралич // The Unity of Science. 2019. № 1.
  11. Моисеева К. Е., Суслова Г. А., Заступова А. А., Глущенко В. А., Болотских В. М., Колотова А. С., Микиртичан Г. Л., Заславский Д. В. Медико-социальные проблемы распространенности детского церебрального паралича (обзор литературы) // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2024. № 5. https://doi.org/10.24412/2312-2935-2024-5-907-924
  12. Насирова И. Р., Маджидова Я. Н. Оценка расстройств функциональных возможностей с помощью классификации GMFCS у больных с ДЦП // Научные исследования 2024: сборник статей X Международной научно-практической конференции, Пенза, 23 февраля 2024 года. Пенза: Наука и Просвещение, 2024.
  13. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Гарева Т. А. Применение Pablo System в системе коррекции двигательной сферы у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.
  14. Хулелидзе Т. В. Социальная адаптация детей с ДЦП посредством участия в творческой деятельности: проблемы, методы и средства // Мир без границ: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Ставрополь, 09 декабря 2022 года. Ставрополь: СГПИ, 2022.
  15. Шадеркина В. А., Лелюк А. В., Алтунин Д. В. Виртуальная реальность (VR) в педиатрии: международный и российский опыт // Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2023. № 9 (1). https://doi.org/10.29188/2712-9217-2023-9-1-60-71
  16. Шалькевич Л. В. Влияние реабилитационных технологий с использованием виртуальной реальности на качество жизни детей с детским церебральным параличом // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2021a. Т. 19. № 1.
  17. Шалькевич Л. В. Детский церебральный паралич: использование современных классификационных систем // Медицинские новости. 2021b. № 1 (316).
  18. Шалькевич Л. В. Эффективность использования технологий виртуальной реальности в комплексной реабилитации мануальной активности у детей с детским церебральным параличом // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2020. Т. 18. № 6.
  19. Шошмин А. В., Бесстрашнова Я. К., Кожушко Л. А. Применение Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для организации медицинской и социальной помощи детям с последствиями ДЦП // VI Балтийский конгресс по детской неврологии: сборник тезисов конгресса, Санкт-Петербург, 09-11 июня 2016 года. СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Человек и его здоровье», 2016.
  20. Gagliardi C., Turconi A. C., Biffi E., Maghini C., Marelli A., Cesareo A., Diella E., Panzeri D. Immersive Virtual Reality to Improve Walking Abilities in Cerebral Palsy: A Pilot Study // Annals of biomedical engineering. 2018. № 46 (9).
  21. James S., Ziviani J., Ware R. S., Boyd R. N. Randomized controlled trial of web-based multimodal therapy for unilateral cerebral palsy to improve occupational performance [with consumer summary] // Developmental Medicine and Child Neurology. 2015. № 57 (6).
  22. Volovik M. G., Borzikov V. V., Kuznetsov A. N., Bazarov D. I., Polyakova A. G. Virtual Reality Technology in Complex Medical Rehabilitation of Patients with Disabilities (Review) // Modern Technologies in Medicine. 2018. Vol. 10. № 4. https://doi.org/10.17691/stm2018.10.4.21

Информация об авторах

Русинова Стелла Владимировна

к. пед. н.

Ставропольский государственный педагогический институт

Санькова Алена Александровна

к. филол. н.

Ставропольский государственный педагогический институт

Торикова Елена Федоровна

к. психол. н., доц.

Ставропольский государственный педагогический институт

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 июня 2025.
  • Опубликована: 20 октября 2025.

Ключевые слова

  • технологии виртуальной реальности
  • детский церебральный паралич
  • реабилитация детей с детским церебральным параличом
  • технологии реабилитации подростков с ДЦП
  • реабилитационный потенциал технологий виртуальной реальности
  • virtual reality technologies
  • cerebral palsy
  • rehabilitation of children with cerebral palsy
  • rehabilitation technologies for adolescents with cerebral palsy
  • rehabilitation potential of virtual reality technologies

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)