Влияние педагогической методики с использованием средств русской лапты на пространственно-динамическую ориентацию студентов с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать педагогическую методику адаптивного обучения игре в лапту студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях вуза. В статье исследуется вопрос педагогической эффективности разработанной методики адаптивного обучения игре в лапту для студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшего учебного заведения. Экспериментальная апробация методики на протяжении восьми месяцев позволила получить статистически достоверные данные о положительном влиянии систематических занятий адаптированной русской лаптой на ключевые показатели пространственно-динамической ориентации обучающихся. Комплексный характер воздействия игровой деятельности, включающей разнообразные локомоторные паттерны, ударно-ловчие действия и тактические перемещения, обеспечил активизацию зрительно-вестибулярных, проприоцептивных и кинестетических механизмов, что привело к формированию устойчивых межанализаторных связей и повышению общей сенсомоторной компетентности студентов с ОВЗ. Научная новизна: впервые создана и апробирована комплексная трёхэтапная методика адаптивного обучения лапте, учитывающая специфические потребности различных нозологических групп студентов с ОВЗ; разработан специализированный адаптированный игровой комплект с модульной разметкой, звуковыми мячами и вариативным инвентарём; установлены статистически значимые корреляции между освоением элементов лапты и развитием компонентов пространственно-динамической ориентации у обучающихся с инвалидностью. Результаты исследования: экспериментальная апробация методики с участием 300 студентов с ОВЗ показала достоверное улучшение показателей быстроты реагирования (t = 33,1; P ≤ 0,01), уровня координации движений (t = 7,42; P ≤ 0,01) и эффективности освоения двигательных навыков (t = 23,2; P ≤ 0,01) в экспериментальной группе по сравнению с контрольной; общая эффективность методики подтверждена интегральным показателем (t = 9,59; P ≤ 0,01), что свидетельствует о высокой педагогической результативности адаптивного обучения лапте для развития пространственно-динамической ориентации студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы исследования
- Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
Источники
- Аллахвердиева Л. М. Специфика профессиональной ориентации студентов с ОВЗ в процессе их обучения в высшем учебном заведении // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3-2 (33).
- Былушкина А. В., Тимофеева С. Н., Тарабарина Е. В. Адаптивная физическая культура и спорт студентов технического вуза. Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2023.
- Воронцова К. Г., Парфенова Л. А. Русская Лапта в физическом воспитании школьников с интеллектуальными нарушениями // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 45-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, Казань, 22 ноября 2019 года. Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2019.
- Горская И. Ю., Криживецкая О. В. Динамика показателей точности движений студентов физкультурного и нефизкультурного вузов в ходе обучения // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодёжи: материалы 3-й Международной научно-практической конференции, Омск, 06-07 апреля 2017 года. Омск: Омский государственный технический университет, 2017.
- Губарева Н. В., Туравинина А. А., Тарасевич Г. А. Учет индивидуально-типологических особенностей лиц с ОВЗ при организации занятий физической культурой в вузе // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, информационные технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 19-20 марта 2025 года. Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2025.
- Егорова Е. В. Адаптивная физическая культура или физическая культура для людей с ограниченными возможностями // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2022. № 37.
- Кайсин А. Д. Обучение спортивной игре «Русская лапта» на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. 2025. № 1.
- Карпова С. Н. Особенности управления тренировочным процессом в циклических и скоростно-силовых видах спорта. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2024.
- Колесов А. Ю. Формирование профессиональной мобильности будущего бакалавра в сфере адаптивной физической культуры: дисс. … к. пед. н. Белгород, 2020.
- Костарев А. Ю. Теоретические основы педагогического моделирования в соревновательной деятельности спортсменов в лапте: дисс. … д. пед. н. Ижевск, 2006.
- Куликова М. В., Руднева Л. В. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Тула: ТППО, 2021.
- Ногина Е. В. Развитие двигательных качеств у студентов специальной медицинской группы занимающихся «русской лаптой» // Успехи гуманитарных наук. 2023. № 5.
- Слинкина Н. Е., Волкова Е. А. Русская лапта в рамках дисциплины «Физическая культура» в высшем учебном заведении: состояние и перспективы // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2017. Т. 2.
- Степаненко Д. А. Актуальные вопросы адаптивной физической культуры и спорта в мировом спортивном движении // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в Восточной Сибири: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Иркутск, 24-25 апреля 2025 года. Иркутск: Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», 2025.
- Ульжекова Н. Т., Стоцкая Е. С. I международная научно-практическая конференция по адаптивной физической культуре и спорту в республике Казахстан: события, факты, перспективы // Адаптивная физическая культура. 2019. № 4 (80).
- Шарыгина И. Т., Зубков Д. А., Баландина Е. Н. Русская лапта: от истории к реальности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. Т. 15. № 2. https://doi.org/10.14526/2070-4798-2020-15-2-125-129
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 18 сентября 2025.
- Опубликована: 22 октября 2025.
Ключевые слова
- адаптивная физическая культура
- русская лапта
- студенты с ограниченными возможностями здоровья
- пространственно-динамическая ориентация
- инклюзивное образование
- adaptive physical education
- Russian lapta
- students with disabilities
- spatial and dynamic orientation
- inclusive education
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»