• Научная статья
  • 24 октября 2025
  • Открытый доступ

Цифровые технологии в преподавании китайского языка в школе: от аудиторного занятия к сетевому образовательному событию

Аннотация

Цель исследования – выявить и охарактеризовать ключевые тенденции и противоречия в эволюции методов преподавания китайского языка в контексте интеграции цифровых технологий и изменения форм организации учебного процесса от традиционного аудиторного занятия к сетевому образовательному событию. В статье представлены результаты анализа научной литературы и анкетирования учителей и студентов (март-апрель 2025 г.), обработанные методом контент-анализа. Научная новизна исследования заключается в обосновании процесса трансформации дидактической структуры учебного занятия по китайскому языку в школе под влиянием цифровых технологий, которая представляет собой смену парадигмы: от традиционного усвоения знаний к совместному «проживанию» и коммуникации в формате сетевого образовательного события. В авторской интерпретации сетевое образовательное событие рассматривается не как технический формат, а как новая дидактическая единица, порождающая непредсказуемую, личностно значимую коммуникацию и преодолевающая географические и коммуникативные барьеры. В результате исследования выявлено противоречие между высоким дидактическим потенциалом цифровых технологий и системными препятствиями для их интеграции в практику преподавания китайского языка в российской образовательной системе. Подчеркивается, что цифровизация позволяет выйти за рамки аудиторных занятий, трансформируя учебный процесс в направлении совместной деятельности и создания уникальных образовательных ситуаций. Ключевым результатом является положение о том, что эффективная интеграция цифровых технологий в преподавание китайского языка требует перехода от локальных педагогических практик к системной трансформации образовательного процесса, предполагающей изменения в содержании, методах, подготовке кадров и материально-техническом обеспечении.

Источники

  1. Борщева О. В. Педагогические условия эффективности смешанного обучения в преподавании иностранного языка в неязыковом ВУЗе // Педагогика и психология образования. 2020. № 4. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-4-72-8
  2. Калита А. В., Шишлова Е. Э. Роль цифровых образовательных ресурсов в обучении студентов китайскому языку // Russian Journal of Education and Psychology. 2024. № 15 (5SE). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-5SE-569
  3. Нелепко Е. П. Виртуальные образовательные платформы в обучении иностранному языку // The Scientific Heritage. 2020. № 53-4.
  4. Ри К. К. Образовательные платформы и онлайн-программы как современные средства в методике преподавания китайского языка // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-198-220-222
  5. Самсонов М. М. Современные технологии в преподавании китайского языка // Филологический аспект. 2018. № 3 (35).
  6. Ся М., Инъин Л. Исследование применения модели смешанного обучения по предмету «Перевод с китайского языка на русский» в контексте современности // Наука и школа. 2021. № 1. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-1-75-84
  7. Хэ О. А. Применение цифровых инструментов в обучении китайскому языку // Грани познания. 2023. № 2 (85).
  8. Цой Н. Г., Абакумова И. В. Сравнительный анализ традиционных и цифровых методов обучения китайскому языку // Мир науки. Педагогика и психология. 2025. Т. 13. № 2.
  9. Цой Н. Г., Гуцало А. И. Особенности использования цифровых инструментов в дистанционном обучении китайскому языку // Тенденции развития образования: сборник статей международной научно-практической конференции, Москва, 27 февраля – 01 марта 2025 г.: в 2 т. М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук, 2025. Т. 2.
  10. Чупина И. П., Зырянова Н. И. Цифровые платформы в образовательном процессе: плюсы и минусы // Журнал прикладных исследований. 2021. № 3.

Информация об авторах

Жамбалова Эмилия Чойжалсановна

Институт развития образования Забайкальского края, г. Чита

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 сентября 2025.
  • Опубликована: 24 октября 2025.

Ключевые слова

  • цифровые технологии
  • преподавание китайского языка
  • школьное образование
  • аудиторное занятие
  • сетевое образовательное событие
  • digital technologies
  • Chinese language teaching
  • school education
  • classroom lesson
  • networked educational event

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)