• Научная статья
  • 28 октября 2025
  • Открытый доступ

Типология инструментов педагога на основе искусственного интеллекта в проблемном поле цифровизации образования

Аннотация

Цель исследования – обоснование типологии новых инструментов педагога на основе использования искусственного интеллекта (далее − ИИ), ИИ-инструментов педагога. Статья адресована широкому кругу педагогов и студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, исследующих и внедряющих в профессиональную деятельность инновационные возможности искусственного интеллекта. В статье рассмотрено применение педагогом средств и ресурсов, основанных на использовании искусственного интеллекта, с точки зрения изменения орудий профессионального труда, что является условием обновления целей и задач деятельности, изменения функций и необходимых компетенций. Введено новое понятие «ИИ-инструменты педагога» и описана типология ИИ-инструментов в соотнесении с трансформацией профессиональных функций и влиянием на качество образовательных результатов. Обосновано перераспределение профессиональных функций педагога при использовании ИИ-инструментов, в частности усиление функции индивидуального педагогического сопровождения обучающегося, необходимость активизации гностической, прогностической функций, а также принципиально новый образ действий педагога при реализации его проектировочной, конструктивной и организаторских функций. Сделан вывод о необходимом стремлении педагога оставаться центральной фигурой в образовательном взаимодействии и концентрировать свои усилия на создании цифровой образовательной среды с приоритетом развития возможностей естественного интеллекта, учета личностных мотиваций, развития цифровых навыков и воспитания значимых для цифрового общества личностных качеств. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем обоснована двухкомпонентная структура понятия «ИИ-инструмент педагога» и описаны виды ИИ-инструментов в соответствии с их назначением в деятельности педагога. Выявлено фундаментальная отличие цифровых образовательных ресурсов, необходимых в процессе решения учебных задач с использованием ИИ, от традиционных образовательных ресурсов, связанное с открытостью информационного массива, с которым взаимодействует обучающийся. В результате исследования установлено, что ИИ-инструменты педагога имеют общую направленность на создание для обучающегося информационных, коммуникационных и регуляционных условий для осознанной целенаправленной самостоятельной учебной (образовательной) деятельности с учетом индивидуальных приоритетов и возможностей, с предоставлением большей свободы образовательных действий. Применение новых инструментов предполагает трансформацию профессиональных функций педагога, что обеспечивает глубокое проникновение цифровых технологий в образовательную среду и соответствующее изменение образовательных процессов.

Материалы исследования

  1. Технологии искусственного интеллекта в образовании: общие положения и терминология: национальный стандарт Российской Федерации (дата введения 2022-03-01). https://docs.cntd.ru/document/1200181910?ysclid=mh9al1i5t753189080

Источники

  1. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Цифровая дидактика профессионального образования и обучения (ключевые тезисы) // Среднее профессиональное образование. 2019. № 3.
  2. Букина Т. В. Искусственный интеллект в образовании: современное состояние и перспективы развития // Общество: социология, психология, педагогика. 2025. № 1. https://doi.org/10.24158/spp.2025.1.9
  3. Водяненко Г. Р. Инструменты с искусственным интеллектом в работе педагога // Интерактивная наука. 2023. № 8 (84). https://doi.org/10.21661/r-560708
  4. Миндигулова А. А. Возможности и ограничения инструментов искусственного интеллекта в образовании // Современное педагогическое образование. 2022. № 3.
  5. Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020.
  6. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1.
  7. Павлова Т. Б. Изменения в гностическом компоненте профессиональной деятельности преподавателя вуза в электронной информационно-образовательной среде // Научное мнение. 2020. № 4. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.4.73.77
  8. Павлова Т. Б., Ковалева Е. А. Структура и содержание методики формирования компетенций педагога в области учебной аналитики // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2024. № 4. https://doi.org/10.35231/18186653_2024_4_85
  9. Платов А. В., Гаврилина Ю. И. Искусственный интеллект в образовании: эволюция и барьеры // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2024. Т. 10. № 1. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2024-10-1-0-3
  10. Соколова Г. Е. Коммуникативные основы педагогического общения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 4. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2019-4-52-58
  11. Фурс С. П. Искусственный интеллект в сфере образования − помощник педагога или «подрывная» технология? // Преподаватель XXI век. 2023. № 1-1. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-1-40-49
  12. Brynjolfsson E., Mitchell T., Rock D. What Can Machines Learn, and What Does It Mean for Occupations and the Economy? // AEA Papers and Proceedings 2018. № 108. https://dspace.mit.edu/bitstream/handle/1721.1/120302/pandp.20181019.pdf
  13. Hattie J., Timperley H. The Power of Feedback // Review of Educational Research. 2007. Vol. 77. № 1.
  14. Kshetri N. The Future of Education: Generative Artificial Intelligence’s Collaborative Role With Teachers // IT Professional. 2023. Vol. 25. № 6. https://doi.org/10.1109/mitp.2023.3333070
  15. Lehong S., Ikseon C. A Systematic Review on Artificial Intelligence in Supporting Teaching Practice: Application Types, Pedagogical Roles, and Technological Characteristics // Uses of Artificial Intelligence in STEM Education / eds. Xiaoming Z., Krajcik J. Oxford: Oxford University Press, 2024.
  16. Lu J., Zheng R., Gong Z., Xu X. Supporting teachers' professional development with generative AI: The effects on higher order thinking and self-efficacy // IEEE Transactions on Learning Technologies. 2024. № 17.
  17. Shan W., Fang W., Zhen Z., Jingxuan W., Tam T., Zhao D. Artificial intelligence in education: A systematic literature review // Expert Systems with Applications. 2024. Vol. 252. Part A. https://doi.org/10.1016/j.eswa.2024.124167
  18. Vorst T. van der, Jansen E. P. W. A. Artificial Intelligence for Teacher Professional Development: A Systematic Review // Educational Research Review. 2023. № 39.
  19. Xiao T., Gary C., Man H. L. Artificial intelligence in teaching and teacher professional development: A systematic review // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2025. Vol. 8. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2024.100355

Финансирование

Исследование выполнено за счет внутреннего гранта Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (проект № 93-ВГ).

Информация об авторах

Павлова Татьяна Борисовна

к. пед. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 октября 2025.
  • Опубликована: 28 октября 2025.

Ключевые слова

  • искусственный интеллект
  • цифровая образовательная среда
  • деятельность педагога
  • ИИ-инструменты педагога
  • artificial intelligence
  • digital educational environment
  • teacher activity
  • AI teacher tools

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)