Родительские потребности в сфере воспитания детей дошкольного возраста: структура и содержание запросов
Аннотация
Цель исследования – выявить структуру и содержание родительских запросов в области воспитания и развития детей дошкольного возраста для оптимизации системы психолого-педагогического сопровождения семей. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного среди родителей детей дошкольного возраста (N = 93) в возрасте от 35 до 54 лет в период с сентября 2024 по март 2025 года на базе дошкольных образовательных организаций г. Москвы. Научная новизна заключается в разработке комплексной типологии родительских запросов, включающей шесть основных категорий: эмоционально-поведенческие (35%), образовательно-развивающие (20%), социально-коммуникативные (18%), организационно-режимные (12%), дисциплинарные (10%) запросы, а также запросы, касающиеся здоровья и физического развития ребенка (5%). Впервые выявлены статистически значимые связи между типами родительских запросов и социально-демографическими характеристиками семей (уровень образования, количество детей, возраст родителей).
Материалы исследования
- Национальный проект «Семья» на 2025-2030 годы: утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 15.12.2024 № 18. https://национальныепроекты.рф/new-projects/semya/
- Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р. http://government.ru/docs/14494/
- Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028. https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/
Источники
- Авдулова Т. П., Кротова Т. В., Хузеева Г. Р. Стратегии взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста и особенности представлений о родительстве // Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16. № 4. https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160403
- Быкова Е. А., Истомина С. В., Самылова О. А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.7
- Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито-Центр, 2019.
- Вихман А. А., Калугин А. Ю., Ротманова Н. В., Скорынин А. А. Дефициты родительской компетентности в вопросах воспитания и цифровой социализации как точки роста психологического благополучия детей и их родителей // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 4.
- Грибанова В. А., Минина А. В. Компоненты родительской компетентности по отношению к детям раннего и дошкольного возрастов // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4.
- Зинатуллина А. М., Ульянина О. А., Любка Е. И., Гукасова М. П., Саликова Э. М. Современные проблемы воспитания и развития ребенка с позиции родителей // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 4 (60).
- Иванова Е. В., Шаповаленко И. В. Психологические характеристики родителей и эмоциональное благополучие дошкольников // Психолого-педагогические исследования. 2025. Т. 17. № 1. https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170101
- Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005.
- Кононова Т. В., Лапина Л. С. Новое время – новое воспитание: обзор монографических исследований (2000-2024 гг.) // Научно-педагогическое обозрение. 2025. № 2.
- Литвиненко Н. В., Гасилина М. А. Проблема факторов дезадаптации детей 6-7 лет к образовательной среде дошкольной организации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 5 (217). https://doi.org/10.25198/1814-6457-217-47
- Нелюбова Я. К. Родительский «всеобуч» в образовании: социально-психологические аспекты реализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2. https://doi.org/10.24158/spp.2022.2.16
- Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: Академия, 2005.
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Академия, 2019.
- Силина О. В., Морозова Е. А., Васильева В. И. Психологические границы старших дошкольников: поиск «видимых» проявлений «невидимого» феномена // Психология и педагогика в психосоциальной практике. 2025. № 1. https://doi.org/10.51217/cogexp_2025_06_01_04
- Соколова Н. С. Родительская зрелость: содержание и структура концепта в разрезе отечественных и зарубежных исследований // Психологическая наука и образование. 2024. № 29 (4). https://doi.org/10.17759/pse.2024290407
- Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья: в 2 т. М.: Апрель Пресс, 2020. Т. 2.
- Стеценко И. А. Тенденции и противоречия современного семейного воспитания в Российской Федерации: ценностно-смысловой аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 2. https://doi.org/10.24158/spp.2024.2.11
- Шинкарёва Н. А., Черкашина Т. В. Особенности проявления самостоятельности у детей шестого года жизни и изучение педагогических условий ее развития в дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. https://doi.org/10.17513/spno.31764
- Mikolajczak M., Roskam I. Parental burnout: moving the focus from children to parents // New Directions for Child and Adolescent Development. 2020. № 1. https://doi.org/10.1002/cad.20376
- Nelson-Coffey S. K., Kushlev K., Lyubomirsky S. The pains and pleasures of parenting: when, why, and how is parenthood associated with more or less well-being? // Psychological Bulletin. 2024. Vol. 140. № 3.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 3 октября 2025.
- Опубликована: 29 октября 2025.
Ключевые слова
- родительские запросы
- дошкольный возраст
- родительская компетентность
- семейное воспитание
- психолого-педагогическое сопровождение
- parental requests
- preschool age
- parental competence
- family upbringing
- psychological and pedagogical support
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»