• Original research article
  • December 31, 2019
  • Open access

SERVICE-LEARNING AS A TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL LEGAL TRAINING ON THE BASIS OF HIGHER SCHOOL JURIDICAL CLINICS

Abstract

The article is devoted to studying organizational and methodological aspects of clinical training and the potential of using “service-learning” technology in higher juridical education. Using formal juridical, historical, comparative methods and modelling techniques, the authors analyse the genesis of a juridical clinic as a means to form juridical students’ practical skills and abilities, examine modern doctrinal approaches to identifying the essence of this methodology. The authors justify the necessity to summarize the domestic experience of juridical clinics functioning, make proposals to improve their efficiency.

References

  1. Бобровская Л. Н. Юридические клиники: этапы развития и современность // Публичное и частное право. 2015. № 2 (26). С. 220-234.
  2. Гайворонская Я. В. Юридические клиники как субъекты оказания бесплатной юридической помощи // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 2 (20). С. 41-49.
  3. Гинцяк Л. Ф., Ильченко В. Н., Шабуров А. С. Юридическая клиника: теория, практика, методика [Электронный ресурс] / под ред. К. А. Шпека. Екатеринбург, 2018. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/10142 (дата обращения: 14.02.2019).
  4. Доброхотова Е. Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века (о формах и методах юридического образования в современной России) // Правоведение. 2001. № 4. С. 222-223.
  5. Дранжевский М. Д. Вариативность моделей юридических клиник как средство обеспечения доступности бесплатной юридической помощи // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2015. № 6. С. 89-99.
  6. Дружинина А. В., Сплавская Н. В. Юридическая клиника как неотъемлемый элемент в практической подготовке юристов-цивилистов // Актуальные проблемы гражданского права. 2016. № 1 (7). С. 240-247.
  7. Дыновский К. К. Задачи цивилистического образования и значение его для гражданского правосудия. Одесса: «Слав.» тип. И. Хрисогелос, 1896. 64 с.
  8. Закирова Л. Ф. Метод “SERVICE-LEARNING” в зарубежной педагогике (на примере немецких вузов) // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5-6. С. 158-165.
  9. Иванов А. А. Становление древнеримской юридической науки и юридического образования // Юридическое образование и наука. 2008. № 1. С. 41-43.
  10. Казановская Ю. А., Маилян Э. Г. Юридическая клиника как субъект реализации бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Научный альманах. 2015. № 10 (12). Ч. 4. С. 91-95.
  11. Кожевников Д. А. К вопросу о роли юридической клиники в образовательном процессе на юридическом факультете в высшей школе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 39. С. 23-26.
  12. Комлев Н. Ю. Юридическая клиника в ведомственном вузе: опыт Казанского юридического института МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 2 (28). С. 29-33.
  13. Кулакова В. Ю., Маркова Т. Ю., Самсонова М. В. Юридические клиники в России: состояние и перспективы развития // Юридическое образование и наука. 2014. № 2. С. 8-11.
  14. Линович М. В. Внедрение образовательной практики «Обучение через волонтерство» в систему академического образования в России // Волонтер. 2012. № 1-2. С. 34-37.
  15. Лукьянова И. Н. Современное юридическое клиническое образование в России: достижения и перспективы // Юридическое образование и наука. 2015. № 2. С. 9-11.
  16. Люблинский А. И. О юридических клиниках // Журнал Министерства юстиции. 1901. Кн. 1. С. 175-181.
  17. Мейер Д. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань: Типография Казанского университета, 1855. 50 с.
  18. Осипов М. Ю. К вопросу о создании научных юридических клиник в России // Журнал российского права. 2016. № 10. С. 144-150.
  19. Перевалов В. Д. О практической части образовательной программы подготовки юристов (выступление на заседании Света УМО по юридическому образованию вузов Российской Федерации 4 июня 2009 г.) // Юридическое образование и наука. 2009. № 3. С. 22-25.
  20. Ситникова К. О. Функциональный поход в деятельности юридических клиник // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2016. № 4. С. 141-149.
  21. Соколова Н. В., Мокшев Д. П. Юридическая клиника как один из видов интерактивного обучения в высших учебных заведениях // Наука и образование: новое время. 2016. № 4 (15). С. 92-96.
  22. Топильская Е. В., Ружейников В. Ф. Юридическая клиника: статус в структуре образовательного учреждения // Петербургский юрист. 2017. № 2. С. 130-133.
  23. Тоточенко Д. А. Юридические клиники как инструмент привития практических умений и навыков будущим юристам (история и современность) // Юридическое образование и наука. 2014. № 4. С. 22-23.
  24. Хадыкина Е. В. Проблемы практики юридического образования и деятельность студенческих юридических клиник как один из возможных путей их решения // Проблемы высшего образования. 2004. Т. 1. № 1. С. 93-95.
  25. Хватик Ю. А. Организация юридической клиники (на примере юридической клиники факультета права Белорусского государственного экономического университета) // Инновационные образовательные технологии. 2013. № 3 (35). С. 88-92.
  26. Худойкина Т. В., Лысенко В. В. Развитие клинического обучения как важного компонента модернизации юридического образования // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 1. С. 124-134.
  27. Шугрина Е. С. Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое? // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. С. 898-906.
  28. Adloff F. Community Service und Service-Learning: Eine sozialwissenschaftliche Bestandsaufnahme zum freiwilligen Engagement an amerikanischen Schulen und Universitäten // Opusculum. 2001. № 5. S. 41-47.
  29. Johnson A. M., Notah D. J. Servicelearning: History, literature, and a pilot study of eighth graders // The Elementary School Journal. 1999. № 5. P. 453-467.
  30. Markus G. B., Howard J. P. F., King D. C. Integrating community service and classroom instruction enhances learning: Results from an experiment // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1993. Vol. 15. № 4. P. 410-419.
  31. Scales P. C., Blyth D. A., Berkas T. H., Kielsmeier J. C. The effects of service-learning on middle school students’ social responsibility and academic success // Journal of Early Adolescence. 2000. Vol. 20. № 3. P. 332-358.
  32. Sliwka A., Petry C., Kalb P. Durch Verantwortung lernen - Service Learning: Etwas für andere tun. Weinheim: Beltz, 2004. 240 S.
  33. William J. The Principles of Psychology [Электронный ресурс]. URL: https://ebooks.adelaide.edu.au/j/james/william/ principles/ (дата обращения: 26.02.2019).

Author information

Yuliya Aleksandrovna Gorbul'

Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University

Larisa Anatol'evna Yur'eva

Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University

About this article

Publication history

  • Received: October 9, 2019.
  • Published: December 31, 2019.

Keywords

  • юридическая клиника
  • бесплатная юридическая помощь
  • “service-learning”
  • юридическое образование
  • правовое просвещение
  • практические навыки
  • компетентностный подход
  • juridical clinic
  • free juridical assistance
  • legal education
  • legal awareness
  • practical skills
  • competence-based approach

Copyright

© 2019 The Author(s)
© 2019 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)