• Original research article
  • March 12, 2020
  • Open access

Theoretical Model of Senior Pupils’ Intercultural Foreign Language Competence

Abstract

The article discusses the problem of correlation of intercultural and communicative competences in the aspect of teaching a foreign language to senior secondary school pupils. The conclusion is made that sociocultural competence is a key link between communicative and intercultural competences in practice of teaching a foreign language at the senior stage of secondary education. The paper describes the structure and content of senior secondary school pupils’ intercultural competence taking into account changes in Russia’s cultural policy and requirements of the Federal State Educational Standard.

References

  1. Белова Т. А. Формирование социокультурной компетенции студентов экономического вуза в процессе преподавания иностранного языка: дисс. … к. пед. н. Чебоксары, 2011. 196 с.
  2. Бердичевский А. Л. Система межкультурного образования средствами русского языка // Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного / под ред. А. Л. Бердичевского. М.: Русский язык, 2011. С. 6-20.
  3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов. М.: Академия, 2008. 336 с.
  4. Гетманская А. В. Формирование лингвокультуроведческой компетенции на основе интегрированного курса «Английский язык и мировая художественная литература» (элективный курс для школ с углублённым изучением английского языка и неязыковых вузов): дисс. … к. пед. н. СПб., 2003. 257 с.
  5. Гребенок Л. Д. Формирование межкультурной компетентности студентов в деловом общении при обучении иностранным языкам в вузе // Культурное разнообразие в эпоху глобализации. Язык, культура, общество: материалы Межрегиональной виртуальной научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. В. Г. Пиксендеева. Мурманск: МГГУ, 2011. С. 20-24.
  6. Изместьева И. А. Обучение межкультурной коммуникации будущих учителей иностранного языка: дисс. … к. пед. н. Якутск, 2002. 149 с.
  7. Коротких Ю. Ю. Формирование межкультурной компетенции старшеклассников на основе учебных лингвокультуроведческих материалов: дисс. … к. пед. н. Ижевск, 2010. 202 с.
  8. Малькова Е. В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения: дисс. … к. пед. н. М., 2000. 263 с.
  9. Осипенко Е. А. Формирование межкультурной компетенции в обучении иностранным языкам в условиях диалога культур // Культурное разнообразие в эпоху глобализации. Язык, культура, общество: материалы Межрегиональной виртуальной научно-практической конференции с международным участием. Мурманск: МГГУ, 2011. С. 65-67.
  10. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: дисс. … д. культурологии. М., 2009. 342 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: утверждён Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями на 29 июня 2017 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/902350579 (дата обращения: 05.11.2019).
  12. Banks J. A. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston: Allyn and Bacon, 2006. 360 p.

Author information

Anastasiya Valer'evna Kuznetsova

Moscow Pedagogical State University

Sergei Viktorovich Chernyshov

Moscow Pedagogical State University

About this article

Publication history

  • Received: November 20, 2019.
  • Published: March 12, 2020.

Keywords

  • межкультурная компетенция
  • социокультурная компетенция
  • коммуникативная компетенция
  • диалог культур
  • межкультурное обучение
  • intercultural competence
  • sociocultural competence
  • communicative competence
  • dialogue of cultures
  • intercultural learning

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)