• Научная статья
  • 12 марта 2020
  • Открытый доступ

Теоретическая модель иноязычной межкультурной компетенции старшеклассников

Аннотация

В статье обсуждается проблема соотношения межкультурной и коммуникативной компетенций в аспекте обучения учащихся старших классов средней школы. Делается вывод о том, что социокультурная компетенция является центральным связующим звеном коммуникативной и межкультурной компетенций в практике преподавания иностранных языков на рассматриваемом этапе обучения. В работе описаны структура и содержание межкультурной компетенции учащихся старших классов средней школы с учётом изменившегося вектора культурной политики России и требований ФГОС.

Источники

  1. Белова Т. А. Формирование социокультурной компетенции студентов экономического вуза в процессе преподавания иностранного языка: дисс. … к. пед. н. Чебоксары, 2011. 196 с.
  2. Бердичевский А. Л. Система межкультурного образования средствами русского языка // Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного / под ред. А. Л. Бердичевского. М.: Русский язык, 2011. С. 6-20.
  3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов. М.: Академия, 2008. 336 с.
  4. Гетманская А. В. Формирование лингвокультуроведческой компетенции на основе интегрированного курса «Английский язык и мировая художественная литература» (элективный курс для школ с углублённым изучением английского языка и неязыковых вузов): дисс. … к. пед. н. СПб., 2003. 257 с.
  5. Гребенок Л. Д. Формирование межкультурной компетентности студентов в деловом общении при обучении иностранным языкам в вузе // Культурное разнообразие в эпоху глобализации. Язык, культура, общество: материалы Межрегиональной виртуальной научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. В. Г. Пиксендеева. Мурманск: МГГУ, 2011. С. 20-24.
  6. Изместьева И. А. Обучение межкультурной коммуникации будущих учителей иностранного языка: дисс. … к. пед. н. Якутск, 2002. 149 с.
  7. Коротких Ю. Ю. Формирование межкультурной компетенции старшеклассников на основе учебных лингвокультуроведческих материалов: дисс. … к. пед. н. Ижевск, 2010. 202 с.
  8. Малькова Е. В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения: дисс. … к. пед. н. М., 2000. 263 с.
  9. Осипенко Е. А. Формирование межкультурной компетенции в обучении иностранным языкам в условиях диалога культур // Культурное разнообразие в эпоху глобализации. Язык, культура, общество: материалы Межрегиональной виртуальной научно-практической конференции с международным участием. Мурманск: МГГУ, 2011. С. 65-67.
  10. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: дисс. … д. культурологии. М., 2009. 342 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: утверждён Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями на 29 июня 2017 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/902350579 (дата обращения: 05.11.2019).
  12. Banks J. A. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching. Boston: Allyn and Bacon, 2006. 360 p.

Информация об авторах

Кузнецова Анастасия Валерьевна

Московский педагогический государственный университет

Чернышов Сергей Викторович

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 ноября 2019.
  • Опубликована: 12 марта 2020.

Ключевые слова

  • межкультурная компетенция
  • социокультурная компетенция
  • коммуникативная компетенция
  • диалог культур
  • межкультурное обучение
  • intercultural competence
  • sociocultural competence
  • communicative competence
  • dialogue of cultures
  • intercultural learning

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)