• Original research article
  • June 30, 2020
  • Open access

Teacher’s Terminological Culture Development in the Process of Professional Training

Abstract

The paper considers the issue of the teacher’s terminological culture development in the process of professional training, a relevant problem of pedagogical theory and practice. The research objectives are as follows: to justify importance of the teacher’s terminological culture in the modern educational process; to specify levels of professional pedagogical culture and the teacher’s terminological culture, to describe the means used to develop this component of professional culture and to assess the level of the teacher’s professional competence. Scientific originality of the study lies in the fact that the author proposes his own definition of this component of professional culture, clarifies assessment criteria for each level of the teacher’s terminological culture. The research findings are as follows: the author clarifies the criteria to assess the level of the teacher’s terminological culture and reveals foundations for developing the teacher’s terminological culture in the process of professional training. The following levels of the teacher’s professional terminological competence are identified: initial level (awareness), elementary level (informedness), basic level (elementary competence), high level (competence) and proficiency level (culture).

References

  1. Абрамовских Т. А. Формирование терминологической компетентности как составная часть системы повышения профессиональной квалификации слушателей // Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения: сб. ст. VIII Всеросс. Шамовских пед. чтений науч. школы Управления образоват. системами (22 января 2016 г.). М., 2016. С. 340-345.
  2. Абрамченко Н. В. Развитие понятийной компетентности будущих учителей информатики в процессе их предметной подготовки: автореф. дисс. … к. пед. н. Красноярск, 2010. 22 с.
  3. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Тихомирова М. А., Бочкина Н. Кейс-метод как средство оценивания и развития терминологической компетентности будущего педагога // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 4 (93). С. 728-749.
  4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
  5. Вышегуров С. Х. Терминологическая компетенция как требование профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 4 (7). С. 89-97.
  6. Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2002. 37 c.
  7. Гершунский Б. С. Философия образования: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 1998. 432 с.
  8. Ермолаева Ж. Е. О формировании терминологической культуры обучающихся в вузах МЧС России [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности: интернет-журнал. 2014. № 5 (57). С. 1-6. URL: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2014-5/37-05-14.ttb.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
  9. Железовская Г. И. Дидактические условия усвоения научно-педагогических понятий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2007. Т. 7. № 1. С. 68-76.
  10. Игна О. Н., Игна Я. Д. Учебная литература по методике обучения иностранным языкам как основа разработки терминологических задач // Язык и культура. 2017. № 40. С. 174-187.
  11. Игна О. Н., Игна Я. Д. Учебные методические задачи для обучения англоязычной терминологии лингводидактики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 2 (167). С. 98-101.
  12. Измайлова Е. Л. Развитие терминологической компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Корнесловно-смысловой подход в духовно-нравственном воспитании учащихся в курсе ОРКСЭ: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. (27 ноября 2013 г.). Ярославль, 2013. URL: http://www.iro.yar.ru/index.php?id=698 (дата обращения: 15.07.2019).
  13. Курина В. А. Культурологический подход в теории и практике профессионального образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2008. № 2 (10). С. 67-72.
  14. Мижериков В. А. Терминологическая компетентность педагога как составная часть его профессионализма // Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения: сб. ст. VIII Всеросс. Шамовских пед. чтений науч. школы Управления образоват. системами (22 января 2016 г.). М., 2016. С. 336-340.
  15. Мирошникова О. Х. Лингвокультурная компетентность учителя иностранного языка в контексте реализации требований ФГОС // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (56). Ч. 2. C. 191-192.
  16. Михалевская И. И. Лингводидактические аспекты обогащения терминологической речи студентов языковых вузов: на материале терминов методики преподавания английскому языку: дисс. … к. пед. н. М., 2001. 253 с.
  17. Новиков А. М. Постиндустриальное образование: монография. М.: Эгвес, 2008. 136 с.
  18. Силич Т. А. Проблемы формирования терминологической культуры преподавателей на современном этапе развития педагогического знания [Электронный ресурс]. URL: http://gisap.eu/ru/node/32298 (дата обращения: 28.03.2020).
  19. Титова Е. В. Терминологический анализ как метод и задача исследования [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1425.htm (дата обращения: 19.05.2016).
  20. Хоменко И. М., Глазырин И. Д. Динамика становления профессионально-терминологической компетентности будущих учителей физической культуры в течение учебного года // Слобожанський науково-спортивний вiсник. 2012. № 1 (29). С. 127-129.

Author information

Yaroslav Dmitrievich Igna

Tomsk State Pedagogical University

About this article

Publication history

  • Received: March 16, 2020.
  • Published: June 30, 2020.

Keywords

  • теория и практика педагогического образования
  • терминологическая культура учителя
  • профессиональная культура
  • профессиональная подготовка
  • профессиональные компетенции педагога
  • theory and practice of pedagogical education
  • teacher’s terminological culture
  • professional culture
  • professional training
  • teacher’s professional competences

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)