• Original research article
  • August 31, 2020
  • Open access

Interdisciplinarity as Basis for Realization of Integrative Approach to Forming Professional Culture

Abstract

The paper aims to provide a theoretical analysis of “interdisciplinarity” conception within the framework of the integrative approach to forming technical students’ professional culture and to outline prospects for its practical realization. The article considers the modern tendency towards interdisciplinarity in domestic and foreign methodology, proposes a chronological classification of interdisciplinary relations. Scientific originality of the study lies in the fact that the author provides a theoretical justification of the modern conception of interdisciplinarity, reveals pedagogical conditions of professional culture formation, proposes ways for realization of the interdisciplinary approach in technical education. The conclusion is made that interdisciplinarity is a basis of the integrative approach to forming future engineers’ professional culture.

References

  1. Артамонова Е. И. Забота международного педагогического сообщества о качестве человеческого потенциала: стратегический подход в свете реальностей XXI века // Педагогическое образование и наука. 2013. № 2. С. 19-24.
  2. Гомоюнов К. К. Совершенствование преподавания общенаучных и технических дисциплин: методологические аспекты анализа и построения учебных текстов: учебно-методическое пособие для преподавателей высших учебных заведений, ведущих обучение студентов по направлениям и специальностям в области техники и технологий / Федеральное агентство по образованию, С.-Петерб. гос. политехнический ун-т. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. 255 с.
  3. Гузненков В. Н. Формирование геометро-графического образования в техническом университете. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. 224 с.
  4. Данилова В. С., Платонова В. А. Методология наук ноосферного и биосферного классов для исследования научных картин мира [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-nauk-noosfernogo-i-biosfernogo-klassov-dlya-issledovaniya-nauchnyh-kartin-mira (дата обращения: 08.01.2019).
  5. Данилова У. Б. Мультимедийное сопровождение семинаров // Наследие Н. К. Крупской и современность: научные труды Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н. К. Крупской (г. Москва, 26-27 февраля 2019 г.) / под ред. Е. И. Артамоновой. М.: МАНПО, 2019. С. 505-508.
  6. Игнатова В. А. Интеграция и дифференциация как универсальные категории науки и их отражение в теории и практике естественнонаучного образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-i-differentsiatsiya-kak-universalnye-kategorii-nauki-i-ih-otrazhenie-v-teorii-i-praktike-estestvennonauchnogo-obrazovaniya (дата обращения: 22.10.2019).
  7. Лешкевич Т. Г., Лысак И. В. Преимущества и барьеры междисциплинарности // Междисциплинарность в современном научном дискурсе: теория и практика: материалы научного семинара Южного федерального университета / отв. ред. Е. Ю. Баженова. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. С. 39-59.
  8. Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей: учебное пособие / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник; Федеральное агентство по образованию, Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2007. 317 с.
  9. Позднева С. П. Междисциплинарность как тотальный феномен познания XXI века: становление междисциплинарного словаря науки [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnost-kak-totalnyy-fenomen-poznaniya-xxi-veka-stanovlenie-mezhdistsiplinarnogo-slovarya-nauki (дата обращения: 08.01.2020).
  10. Столбов В. Ю. Междисциплинарность как важный компонент современного инженерного образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnost-kak-vazhnyy-komponent-sovremennogo-inzhenernogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.01.2019).
  11. Туркина В. Г., Антонова Е. Л. Общенаучные понятия в контексте философского осмысления [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschenauchnye-ponyatiya-v-kontekste-filosofskogo-osmysleniya (дата обращения: 08.01.2020).
  12. Хроменков П. А. Развитие профессионально-педагогической компетентности студентов в метаобразовательном пространстве вуза [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalno-pedagogicheskoy-kompetentnosti-studentov-v-metaobrazovatelnom-prostranstve-vuza (дата обращения: 05.10.2019).
  13. Черникова И. В. Междисциплинарные и трансдисциплинарные методологии и технологии современной науки: учебное пособие. Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2018. 86 с.
  14. Шестакова Л. А. Междисциплинарная интеграция как методологическая основа современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnaya-integratsiya-kak-metodologicheskaya-osnova-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 12.01.2020).
  15. Gavrilenko G., Danilova U. Вiomimetical approach in training students of technical institutes in graphic disciplines with aim of developing creativity and formation of professional culture of the engineer [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-319-95588-9_140 (дата обращения: 30.05.2020).
  16. MacLeod M., Veen J. T. van der. Scaffolding interdisciplinary project-based learning: A case study [Электронный ресурс]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03043797.2019.1646210 (дата обращения: 07.12.2019). DOI: 10.1080/03043797.2019.1646210.
  17. Neminska R. Methods of Interdisciplinary Learning [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/305322975_Methods_of_Interdisciplinary_Learning (дата обращения: 06.01.2019). DOI: 10.15547/PF.2015.016.
  18. Stamp N., Tan-Wilson A., Silva A. Preparing graduate students and undergraduates for interdisciplinary research // Bioscience. 2015. Vol. 65. Iss. 4. Р. 431-439.

Author information

Ul'yana Borisovna Danilova

Bauman Moscow State Technical University

About this article

Publication history

  • Received: April 12, 2020.
  • Published: August 31, 2020.

Keywords

  • междисциплинарность
  • интегративный подход
  • технологии обучения
  • профессиональная культура
  • технический вуз
  • interdisciplinarity
  • integrative approach
  • educational technologies
  • professional culture
  • technical higher school

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)