• Original research article
  • August 31, 2020
  • Open access

Pedagogical Conditions of Future Physicians’ Communicative Culture Formation While Studying the Discipline “Pedagogy”

Abstract

The paper aims to develop a methodology for realization of pedagogical conditions of future physicians’ communicative culture formation while studying the discipline “Pedagogy”. The research objectives are as follows: to justify the role of pedagogy as a science and an academic discipline in the higher medical education system; to clarify the notion “communicative culture”; to describe pedagogical technologies, active teaching methods as a mechanism to form medical students’ communicative culture. Scientific originality of the study lies in the fact that the author proposes her own definition of the notion “communicative culture”, develops a methodology to form medical students’ communicative culture. The research findings are as follows: the author clarifies meaningful and technological conditions for future physicians’ communicative culture formation.

References

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
  2. Башарин К. Г., Аргунов В. А., Яковлева Г. Н. О духовно-нравственном воспитании студентов-медиков в XXI веке [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 2. С. 73-74. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23768426_57819039.pdf (дата обращения: 09.07.2020).
  3. Бибалова С. А. Интерактивные методы обучения в контексте вузовской подготовки специалистов - будущих врачей // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 1. С. 83-87.
  4. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. 352 с.
  5. Герасименко С. Л. Коммуникативная культура врача: проблемы и опыт формирования в медицинском вузе // Вестник Мордовского университета. 2009. № 3. С. 206-213.
  6. Дрёмова Н. Б., Фетисова Е. Ю., Толкачева И. В. Обучение будущих врачей в контексте здоровья // Траектория научно-технологического развития России с учетом глобальных трендов: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 29 ноября 2019 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. С. 36-38.
  7. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.
  8. Колмогорова И. В. Культурологический подход к формированию педагогической культуры учителя // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2008. № 60. С. 163-167.
  9. Коржуев А., Землякова С. Медицинская педагогика // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 119-121.
  10. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
  11. Кудрявая Н. В. и др. Педагогика в медицине: учеб. пособие для студентов медицинских вузов. М.: Академия, 2012. 320 с.
  12. Лопанова Е. В., Лалов Ю. В. Интеграция медицинских и педагогических технологий в профессиональной подготовке будущего врача // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 14 (96). С. 72-78.
  13. Моршинина Г. М., Моршинин А. Р. Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе // Педагогика высшей школы. 2018. № 2 (12). С. 26-29.
  14. Носкова М. В., Шихова Е. П. Формирование коммуникативной культуры будущего врача в рамках медицинского образования // Научный потенциал. 2014. № 2 (15). С. 89-94.
  15. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.02.2016 № 95 (ред. от 08.08.2016). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245004/ (дата обращения: 14.05.2020).
  16. Остапенко А. Г. Взаимосвязь педагогики и медицины в системе научных дисциплин // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4. С. 219-221.
  17. Пасечник И. П. Профессиональный имидж врача: необходимость вынужденная или осознанная? // Новости медицины и фармации. 2013. № 10 (461). С. 12-13.
  18. Пафифова Б. К. К вопросу о формировании коммуникативной культуры профессионального и межличностного общения у будущих специалистов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. Вып. 3. С. 116-121.
  19. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2011. 380 с.
  20. Целевой приём 2020. Сможет ли новая форма распределения решить проблему нехватки специалистов // Медицинская газета. 2020. 12 февраля.
  21. Чусовлянова С. В. Коммуникативная культура студентов медицинского вуза в контексте их жизненных и профессиональных ценностей в российском обществе начала XXI века: автореф. дисс. … к. соц. н. Новосибирск, 2009. 24 с.
  22. Zhura V. V., Rudova Yu. V. Communication and Speech Awareness of the Doctor // Bulletin of the South Ural State University. Series: Lingustics. 2016. Vol. 13. № 1. Р. 10-15.

Author information

Ekaterina Yurievna Fetisova

PhD

Kursk State Medical University

About this article

Publication history

  • Received: May 14, 2020.
  • Published: August 31, 2020.

Keywords

  • педагогика
  • педагогические условия
  • коммуникативная культура
  • студенты медицинского вуза
  • будущие врачи
  • pedagogy
  • pedagogical conditions
  • communicative culture
  • medical students
  • future physicians

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)