• Original research article
  • October 30, 2020
  • Open access

The Basic Principles of Teaching English to Elderly Students within the Framework of “Lifelong Learning”

Abstract

The article considers methodological peculiarities of teaching English to “third age” students on the basis of higher education institutions. The research objectives are as follows: to reveal the basic methodological principles of teaching this age group taking into account age-related and psychological features of elderly people, to develop a methodological approach to choosing relevant content of the educational program. Scientific originality of the study involves identifying the basic criteria for choosing the content of the English-language course for “third age” people. The paper provides examples of exercises used in English classes for elderly Muscovites. The authors conclude that foreign language teaching within the framework of “Lifelong Learning” should be based on four methodological principles - approximation, relevance, cyclicity and availability.

References

  1. Абдикеев Н. М. Экономика, основанная на знаниях, и инновационное развитие // Вестник Финансового университета. 2014. № 5. С. 16-26.
  2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. 811 с.
  3. Алексеева А. М. Цикличность как базовая характеристика организации обучения иностранному языку // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 5 (26). С. 196-200.
  4. Амирасланова И. А. К вопросу об учете методического принципа аппроксимации в обучении французскому языку в неязыковых вузах с азербайджаноязычным контингентом // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 25. С. 63-66.
  5. Асанова Н. И., Талипова Л. Ю., Топеха Т. А. Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2014. № 3 (24). С. 21-26.
  6. Афанасьева Л. С., Савина Т. В. Особенности преподавания английского языка пожилым людям в рамках концепции Lifelong Learning (обучение в течение всей жизни) // Русистика. 2015. № 4. С. 140-145.
  7. Высоцкая И. В. Специфика обучения пожилых людей (на примере обучения иностранным языкам) // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 11. Ч. 2. С. 52-60.
  8. Гальчук Л. М. Основы кросс-культурной коммуникации и менеджмента: практический курс. М.: ИНФРА-М, 2015. 239 с.
  9. Горохова Н. В., Андросов И. И. Люди третьего возраста в контексте профессионального образования // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. Педагогика. Психология. Философия. 2018. № 4 (12). С. 22-25.
  10. Дебердеева Т. Х. Проблемы и перспективы развития постдипломного образования в системе непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. Т. 2. № 13. С. 234-238.
  11. Ермолаева М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход: дисс. … д. психол. н. М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. 507 с.
  12. Золотарева Н. М., Рябко Т. В. О приоритетах государственной политики в развитии непрерывного образования взрослых в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2016. № 2. С. 7-10.
  13. Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б. Высшая школа: самообразование в системе подготовки специалистов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2012. № 2. С. 60-65.
  14. Калинина Е. Г. Особенности преподавания иностранного языка пожилым людям // Язык в образовательном пространстве неязыкового вуза: теория и практика: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (18-19 апреля 2019 г.). Новосибирск: НГТУ, 2019. С. 81-87.
  15. Кононыгина Т. М. Герагогика: пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей. Орел: Агентство печати «Красная строка», 2006. 166 с.
  16. Малова И. Ю. Эмоционально-смысловой метод преподавания иностранного языка сегодня // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 17. С. 394-397.
  17. Марон А. Е., Резинкина Л. В. Взрослый в новом обществе и проблемы его саморазвития в условиях непрерывного продуктивного образования // Человек и образование. 2017. № 1 (50). С. 21-25.
  18. Нагорнова Н. А. Самоидентификация лиц позднего возраста в условиях адаптивных педагогических систем: автореф. дисс. … к. психол. н. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2016. 27 с.
  19. Непрерывное образование: методология, технологии, управление: коллективная монография / под ред. Н. А. Лобанова, Л. Г. Титовой, В. В. Юдина. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 298 с.
  20. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 06.07.2020).
  21. Погодина А. Б., Газимов А. Х. Основы геронтологии и гериатрии: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 253 с.
  22. Резинкина Л. В. Саморазвитие как ведущий фактор поддержки непрерывного образования взрослых // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 171-175.
  23. Сериков В. В. Непрерывное саморазвитие как профессиональная функция педагога // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы второго этапа 15-й Международной научно-практической конференции (г. Ярославль, 26-27 сентября 2017 г.). Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. С. 21-25.
  24. Скворцов В. Н., Лобанов Н. А. Концепция непрерывного образования и её реализация на базе многоуровневых образовательных учреждений // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2012. № 4. С. 108-131.
  25. Guide on Measuring Human Capital [Электронный ресурс]. URL: https://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/consultationDocs/HumanCapitalGuide.web.pdf (дата обращения: 11.07.2020).
  26. James L., Guile D., Unwin L. Learning and Innovation in the Knowledge-based Economy: Beyond Clusters and Qualifications // Journal of Education and Work. 2013. Vol. 26. № 3. P. 243-266.
  27. Richards J. C., Rodgers T. S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 271 p.

Author information

Anna Mikhailovna Ivanova

PhD

Moscow City Teachers’ Training University

Elena Valeryevna Malygina

Moscow City Teachers’ Training University

Elena Dmitryevna Fyodorova

Moscow City Teachers’ Training University

About this article

Publication history

  • Received: August 21, 2020.
  • Published: October 30, 2020.

Keywords

  • непрерывное образование
  • активное долголетие
  • английский язык для взрослых
  • методические принципы
  • принцип аппроксимации
  • принцип релевантности
  • lifelong learning
  • active ageing
  • English for adults
  • methodological principles
  • principle of approximation
  • principle of relevance

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)