Основные принципы обучения английскому языку студентов пожилого возраста в рамках концепции “Lifelong Learning”
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые методические особенности преподавания английского языка людям «серебряного возраста» на базе высших учебных заведений. Целью исследования является формирование основных принципов данной педагогической практики и влияющих на них возрастных и психологических особенностей пожилых людей, а также выбор актуального содержания учебной программы. Научная новизна состоит в определении ключевых критериев содержания курсов английского языка для людей пенсионного возраста, также приводятся конкретные примеры реализации программы на занятиях для пожилых москвичей. В результате авторы приходят к заключению, что преподавание иностранного языка в рамках концепции непрерывного образования должно следовать четырем ключевым методическим принципам - аппроксимации, релевантности, цикличности и доступности.
Источники
- Абдикеев Н. М. Экономика, основанная на знаниях, и инновационное развитие // Вестник Финансового университета. 2014. № 5. С. 16-26.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. 811 с.
- Алексеева А. М. Цикличность как базовая характеристика организации обучения иностранному языку // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 5 (26). С. 196-200.
- Амирасланова И. А. К вопросу об учете методического принципа аппроксимации в обучении французскому языку в неязыковых вузах с азербайджаноязычным контингентом // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 25. С. 63-66.
- Асанова Н. И., Талипова Л. Ю., Топеха Т. А. Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2014. № 3 (24). С. 21-26.
- Афанасьева Л. С., Савина Т. В. Особенности преподавания английского языка пожилым людям в рамках концепции Lifelong Learning (обучение в течение всей жизни) // Русистика. 2015. № 4. С. 140-145.
- Высоцкая И. В. Специфика обучения пожилых людей (на примере обучения иностранным языкам) // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 11. Ч. 2. С. 52-60.
- Гальчук Л. М. Основы кросс-культурной коммуникации и менеджмента: практический курс. М.: ИНФРА-М, 2015. 239 с.
- Горохова Н. В., Андросов И. И. Люди третьего возраста в контексте профессионального образования // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. Педагогика. Психология. Философия. 2018. № 4 (12). С. 22-25.
- Дебердеева Т. Х. Проблемы и перспективы развития постдипломного образования в системе непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. Т. 2. № 13. С. 234-238.
- Ермолаева М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход: дисс. … д. психол. н. М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. 507 с.
- Золотарева Н. М., Рябко Т. В. О приоритетах государственной политики в развитии непрерывного образования взрослых в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2016. № 2. С. 7-10.
- Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б. Высшая школа: самообразование в системе подготовки специалистов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2012. № 2. С. 60-65.
- Калинина Е. Г. Особенности преподавания иностранного языка пожилым людям // Язык в образовательном пространстве неязыкового вуза: теория и практика: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (18-19 апреля 2019 г.). Новосибирск: НГТУ, 2019. С. 81-87.
- Кононыгина Т. М. Герагогика: пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей. Орел: Агентство печати «Красная строка», 2006. 166 с.
- Малова И. Ю. Эмоционально-смысловой метод преподавания иностранного языка сегодня // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 17. С. 394-397.
- Марон А. Е., Резинкина Л. В. Взрослый в новом обществе и проблемы его саморазвития в условиях непрерывного продуктивного образования // Человек и образование. 2017. № 1 (50). С. 21-25.
- Нагорнова Н. А. Самоидентификация лиц позднего возраста в условиях адаптивных педагогических систем: автореф. дисс. … к. психол. н. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2016. 27 с.
- Непрерывное образование: методология, технологии, управление: коллективная монография / под ред. Н. А. Лобанова, Л. Г. Титовой, В. В. Юдина. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 298 с.
- Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 06.07.2020).
- Погодина А. Б., Газимов А. Х. Основы геронтологии и гериатрии: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 253 с.
- Резинкина Л. В. Саморазвитие как ведущий фактор поддержки непрерывного образования взрослых // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 171-175.
- Сериков В. В. Непрерывное саморазвитие как профессиональная функция педагога // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы второго этапа 15-й Международной научно-практической конференции (г. Ярославль, 26-27 сентября 2017 г.). Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. С. 21-25.
- Скворцов В. Н., Лобанов Н. А. Концепция непрерывного образования и её реализация на базе многоуровневых образовательных учреждений // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2012. № 4. С. 108-131.
- Guide on Measuring Human Capital [Электронный ресурс]. URL: https://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/consultationDocs/HumanCapitalGuide.web.pdf (дата обращения: 11.07.2020).
- James L., Guile D., Unwin L. Learning and Innovation in the Knowledge-based Economy: Beyond Clusters and Qualifications // Journal of Education and Work. 2013. Vol. 26. № 3. P. 243-266.
- Richards J. C., Rodgers T. S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 271 p.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 21 августа 2020.
- Опубликована: 30 октября 2020.
Ключевые слова
- непрерывное образование
- активное долголетие
- английский язык для взрослых
- методические принципы
- принцип аппроксимации
- принцип релевантности
- lifelong learning
- active ageing
- English for adults
- methodological principles
- principle of approximation
- principle of relevance
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»