• Original research article
  • April 30, 2021
  • Open access

Genesis of the Notion “Educational and Cognitive Activity”

Abstract

The paper aims to reveal essence of the notion “educational and cognitive activity”, to identify specificity of educational and cognitive activity in secondary educational institutions. The article analyses the cognate terms “educational activity”, “cognitive activity”, “teaching”, “learning”, compares approaches to understanding educational and cognitive activity. Educational and cognitive activity is considered as an autonomous phenomenon. Scientific originality of the study lies in the fact that relying on the conducted analysis, the author clarifies the notion “educational and cognitive activity”, which is defined as a learner’s activity to acquire educational-cognitive competences. This activity facilitates learning outcomes and promotes personal changes. The research findings broaden understanding of educational and cognitive activity, which is considered as an independent activity, and can serve as a theoretical basis for modelling a learner’s educational and cognitive activity.

References

  1. Афанасьев В. В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов в высшей профессиональной школе: дисс. … д. пед. н. М., 2003. 478 с.
  2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  3. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050700.62 «Педагогика». М.: Академия естествознания, 2010. 339 с.
  4. Боженкова Л. И., Беребердина С. П. Формирование саморегуляции при обучении математике учащихся общеобразовательной школы // Преподаватель ХХI век. 2010. № 2. С. 2-11.
  5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004. 479 с.
  6. Даутова О. Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. СПб.: КАРО, 2016. 184 с.
  7. Дороднева Н. В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс (на материалах изучения английского языка на языковом факультете): дисс. … к. пед. н. Тобольск, 2005. 191 с.
  8. Дубских В. А. Организация учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: дисс. … к. пед. н. Новокузнецк, 2012. 212 с.
  9. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 52-62.
  10. Звоненко А. Б. Индивидуализация обучения в современной образовательной системе // Непрерывное образование. 2019. № 4 (30). С. 44-46.
  11. Звоненко А. Б. Теоретические основы проектирования учебно-познавательной деятельности старшеклассником как условие его саморазвития // Непрерывное образование. 2018. № 2 (24). С. 18-20.
  12. Зимняя И. А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 3-13.
  13. Ибраева Н. Формирование опыта учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов: дисс. … к. пед. н. Фрунзе, 1984. 187 c.
  14. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2001. 509 с.
  15. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  16. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  17. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие. М.: КДУ, 2009. 190 с.
  18. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  19. Мишина Ю. А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза: дисс. … к. пед. н. Кемерово, 2010. 180 с.
  20. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. 176 с.
  21. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015). URL: https://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 24.03.2021).
  22. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017). URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 24.03.2021).
  23. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 639 с.
  24. Почтарева Е. Ю. Ценностно-смысловая компонента в психологической структуре педагогической деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 3 (28). С. 40-46.
  25. Рослякова С. В. К вопросу об учебно-познавательной деятельности современных школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3. С. 125-130.
  26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. II. 328 с.
  27. Свищев И. Д. Гуманистические аспекты совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов ИФК, специализирующихся по спортивной борьбе // Теория и практика физической культуры. 1997. № 1. С. 14-19.
  28. Сенько В. Ю. Развитие учебно-познавательной деятельности старшеклассников с применением компьютера (на материале естественно-научных дисциплин): дисс. … к. пед. н. / НИИ теории и истории педагогики. М., 1991. 174 с.
  29. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
  30. Слепухина Н. С. Развитие познавательной деятельности курсантов военных вузов на основе проблемно-деятельностного подхода к обучению: дисс. … к. пед. н. М., 2015. 189 с.
  31. Хабиб Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (на материале математики). М.: Педагогика, 1979. 174 с.
  32. Хорешман В. С. Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетенции студентов // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. № 10. С. 141-145.
  33. Чубукова С. Г. Стратегии развития информационного общества и направления развития законодательства // Правовая информатика. 2017. № 2. С. 67-72.
  34. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  35. Шубина Л. Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников: дисс. … к. пед. н. М., 2002. 145 с.
  36. Щедровицкий Г. П. Теория деятельности и ее проблемы // Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа культуры политики, 1997. С. 242-268.
  37. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  38. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. - Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 1997. 416 с.
  39. Юдин Э. Г. Методология науки. Систематичность. Деятельность. М.: УРСС, 1997. 444 с.

Author information

Anna Borisovna Zvonenko

Academy of Postgraduate Pedagogical Education; Information and Methodological Center of the Primorsky District of St. Petersburg

About this article

Publication history

  • Received: February 24, 2021.
  • Published: April 30, 2021.

Keywords

  • учебно-познавательная деятельность
  • система школьного обучения
  • учебная деятельность
  • познавательная деятельность
  • учение
  • обучение
  • educational and cognitive activity
  • system of school education
  • educational activity
  • cognitive activity
  • studying
  • teaching

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)