• Original research article
  • June 30, 2021
  • Open access

Development of the Russian System of Additional Education - Historical Parallels

Abstract

The research aims to carry out a comparative analysis of the system of schoolchildren’s additional education in the Soviet Union in the late 50s - early 60s and in modern Russia. The paper pays special attention to establishing a logical link between the key aspects of additional education: priority areas, delivery of social services under the government social-sector procurement, an individual’s socialisation. The main normative documents regulating activity of institutions of additional education during the chosen time periods are considered and analysed. Scientific novelty of the research lies in comparing schoolchildren’s additional education in the USSR in the late 1950s - early 1960s with that of the present time from the viewpoint of educational process organisation and social services delivery under the government and society social-sector procurement rather than basing on the ideological aspect. The research findings show that educational process organisation in institutions of additional education in the 1950s and 1960s has not lost its relevance but has been modernised and adapted to the contemporary conditions.

References

  1. Анисков А. С. Особенности системы внешкольного воспитания детей в СССР в 1960-70-х годах // Десятилетие детства - формирование региональной политики защиты прав и законных интересов детей: сб. науч. ст. / под ред. П. В. Самылова, Е. В. Емельяновой. Калуга, 2020. С. 84-90.
  2. Бурдакова А. А. История кружковой деятельности учащихся в советский период // 10 корпус. 2019. № 5. С. 70-77.
  3. Голованов В. П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей. К 90-летию государственной системы дополнительного образования детей // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. 2009. № 1 (12). С. 69-84.
  4. Дмитриева Е. С., Гельман В. Я. Восприятие эмоциональной слуховой и зрительной информации и успешность обучения младших школьников // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. С. 29-39.
  5. Ефимова Е. А., Чернышов А. В. Дворец - Артек: вехи истории сотрудничества // Таврический научный обозреватель. 2015. № 3: в 2-х ч. Ч. 2. С. 16-21.
  6. Каргина З. А. История становления системы дополнительного образования детей в России: два «золотых периода» // Историко-педагогический журнал. 2013. № 1. С. 89-103.
  7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  8. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР [Электронный ресурс]: Закон от 24.12.1958 // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm (дата обращения: 27.03.2021).
  9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  10. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196. URL: https://base.garant.ru/72116730/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (дата обращения: 09.06.2021).
  11. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305809/64660ea348795bec850218edf727c3e27a2831a8/ (дата обращения: 10.06.2021).
  12. Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 10.06.2021).
  13. Примерный перечень умений и навыков пионеров // Молодой ленинец. 1958. 1 августа.
  14. Семивеличенко Е. А., Иванова А. Д., Муругова О. В. Вопросы профессиональной ориентации и воспитания инженерно-технических интересов молодежи и предложения по развитию журнала «Юный техник» (по результатам экономического и педагогического исследований, проведенных для «Союза машиностроителей России») // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 7: в 2-х ч. Ч. 2. С. 98-106.
  15. Соколова Н. А. Историко-педагогический анализ развития системы дополнительного образования детей в России // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 9. С. 102-106.

Author information

Aleksey Sergeyevich Dyachin

Balashov Institute of Saratov State University named after N. G. Chernyshevskii

About this article

Publication history

  • Received: May 15, 2021.
  • Published: June 30, 2021.

Keywords

  • дополнительное образование
  • социальный заказ государства
  • социализация личности
  • нормативные документы
  • организация образовательного процесса
  • additional education
  • government social-sector procurement
  • individual’s socialisation
  • normative documents
  • educational process organisation

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)