• Научная статья
  • 30 июня 2021
  • Открытый доступ

Развитие отечественной системы дополнительного образования - исторические параллели

Аннотация

Цель исследования - проведение сравнительного анализа системы дополнительного образования школьников Советского Союза конца 50-х - начала 60-х годов и современной России. В работе особое внимание уделяется установлению логических связей ключевых аспектов дополнительного образования: приоритетных направлений, реализации социального заказа государства, социализации личности. Рассмотрены и проанализированы основные нормативные документы, регламентирующие деятельность институтов дополнительного образования выбранных периодов. Научная новизна исследования состоит в сравнении дополнительного образования школьников СССР конца 50-х - начала 60-х годов XX века с современностью с точки зрения организации образовательного процесса и реализации социального заказа общества и государства, а не на основе идеологического аспекта. Результаты исследования показывают, что организация процесса обучения в учреждениях дополнительного образования 1950-1960-х годов не потеряла своей актуальности, но была модернизирована и адаптирована к современным условиям.

Источники

  1. Анисков А. С. Особенности системы внешкольного воспитания детей в СССР в 1960-70-х годах // Десятилетие детства - формирование региональной политики защиты прав и законных интересов детей: сб. науч. ст. / под ред. П. В. Самылова, Е. В. Емельяновой. Калуга, 2020. С. 84-90.
  2. Бурдакова А. А. История кружковой деятельности учащихся в советский период // 10 корпус. 2019. № 5. С. 70-77.
  3. Голованов В. П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей. К 90-летию государственной системы дополнительного образования детей // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. 2009. № 1 (12). С. 69-84.
  4. Дмитриева Е. С., Гельман В. Я. Восприятие эмоциональной слуховой и зрительной информации и успешность обучения младших школьников // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. С. 29-39.
  5. Ефимова Е. А., Чернышов А. В. Дворец - Артек: вехи истории сотрудничества // Таврический научный обозреватель. 2015. № 3: в 2-х ч. Ч. 2. С. 16-21.
  6. Каргина З. А. История становления системы дополнительного образования детей в России: два «золотых периода» // Историко-педагогический журнал. 2013. № 1. С. 89-103.
  7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  8. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР [Электронный ресурс]: Закон от 24.12.1958 // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm (дата обращения: 27.03.2021).
  9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  10. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196. URL: https://base.garant.ru/72116730/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (дата обращения: 09.06.2021).
  11. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305809/64660ea348795bec850218edf727c3e27a2831a8/ (дата обращения: 10.06.2021).
  12. Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 10.06.2021).
  13. Примерный перечень умений и навыков пионеров // Молодой ленинец. 1958. 1 августа.
  14. Семивеличенко Е. А., Иванова А. Д., Муругова О. В. Вопросы профессиональной ориентации и воспитания инженерно-технических интересов молодежи и предложения по развитию журнала «Юный техник» (по результатам экономического и педагогического исследований, проведенных для «Союза машиностроителей России») // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 7: в 2-х ч. Ч. 2. С. 98-106.
  15. Соколова Н. А. Историко-педагогический анализ развития системы дополнительного образования детей в России // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 9. С. 102-106.

Информация об авторах

Дьячин Алексей Сергеевич

Балашовский институт Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 мая 2021.
  • Опубликована: 30 июня 2021.

Ключевые слова

  • дополнительное образование
  • социальный заказ государства
  • социализация личности
  • нормативные документы
  • организация образовательного процесса
  • additional education
  • government social-sector procurement
  • individual’s socialisation
  • normative documents
  • educational process organisation

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)