• Review
  • June 30, 2021
  • Open access

Formation of Personal Value Orientations in Younger Schoolchildren in Mixed-Age Group of Children’s Sports School: Theoretical Review

Abstract

The purpose of the study is to provide theoretical substantiation of the potential of sports schools of martial arts for forming personal value orientations in younger schoolchildren in the setting of a mixed-age group. The article sheds light on the matters of the student body’s turnover as a factor in formation of a mixed-age group in sports associations; presents age and motivational characteristics, taking into account which, it is possible to minimise the problem of the student body’s “outflow”, thereby influencing overall results of personal value orientations formation; characterises a younger schoolchild participating in educational process of a sports school; describes means and methods of forming personal value orientations in younger schoolchildren in a sports association of martial arts. Scientific novelty of the study lies in the fact that, having analysed the problem of the student body’s turnover in sports schools, the author has proposed solutions that contribute to minimising children’s “outflow” from sports associations of martial arts, made a selection of effective means and methods of forming personal value orientations in younger schoolchildren in the setting of a mixed-age group in a sports school from the practice of sports martial arts. As a result of the study, the author has determined relationship between mixed-age groups formation in associations of martial arts and the problem of the student body’s turnover; on the basis of an analysis of age characteristics, found solutions that contribute to minimising the issue that negatively affects educational activities integrity; identified means and methods of forming personal value orientations in younger schoolchildren in the setting of a mixed-age group that are peculiar to sports martial arts.

References

  1. Абросимова И. Ю. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на здоровый образ жизни: дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2010. 301 с.
  2. Андреева А. Д., Москвитина О. А. Психологическое благополучие учащихся 1-5-х классов в контексте современной социальной ситуации развития // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 203-223. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-203-223.
  3. Антопольская Т. А., Байбакова О. Ю., Журавлева С. С. Исследование и возможности развития социальных коммуникаций у младших школьников // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 289-300. DOI: 10.32744/pse.2019.5.21.
  4. Аршинник С. П., Лысенко В. В., Костенко Е. Г. К вопросу об оценке физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций на основе результатов выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 203-216. DOI: 10.32744/pse.2020.4.14.
  5. Батина Е. В. Особенности взаимодействия участников образовательных отношений в выборе направлений дополнительного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11. № 3. С. 44-56. DOI: 10.14529/ped190304.
  6. Брюхова Ю. П. Народная игра как средство формирования ценностных ориентаций личности ребенка младшего школьного возраста: дисс. … к. пед. н. М., 2010. 233 с.
  7. Голец А. В. Воспитательный потенциал спортивных единоборств: монография. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. аграр. ун-та им. А. А. Ежевского, 2015. 252 с.
  8. Грицина О. П., Транковская Л. В., Нагирная Л. Н. Гигиеническая оценка режима дня и умственной работоспособности детей, посещающих организации дополнительного образования // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 2. С. 185-189. DOI: 10.18821/00169900-2016-95-2-185-189.
  9. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 14-19.
  10. Ермакова А. А. Творческое разновозрастное объединение дополнительного образования как форма социализации подростков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2010. № 23 (199). С. 121-126.
  11. Жолован С. В. Традиции как фактор развития образовательной системы школы: дисс. … к. пед. н. СПб., 2003. 204 с.
  12. Зак А. З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 102-110.
  13. Захарова А. В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 90-99.
  14. Калинина Л. В. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе: дисс. … к. пед. н. Иркутск, 2013. 225 с.
  15. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В. Результаты социологических исследований потребления населением услуг в сфере дополнительного образования // Педагогический поиск. 2016. № 2S. С. 9-11.
  16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Изд-е 9-е. М.: Питер, 2004. 939 с.
  17. Крошкин А. Н. Каратэ Сёторэнмэй: вчера, сегодня, навсегда. Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2010. 200 с.
  18. Кулагина И. Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 100-109. DOI 10.17759/chp.2015110309.
  19. Куприянов Б. В. Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: дисс. … д. пед. н. Кострома, 2011. 616 с.
  20. Куприянов Б. В. Уклады школьной жизни // Директор школы. 2016. № 2 (205). С. 85-91.
  21. Куприянов Б. В., Миновская О. В., Ручко Л. С. Методика организации досуговых мероприятий. Ролевая игра: практ. пособие. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2016. 264 с.
  22. Куценко Е. «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?». Чего боятся младшие школьники? // Школа для родителей. 2015. № 1. С. 14-23.
  23. Люблинская А. А. Восприятие и представления в мышлении ребенка // Дошкольное воспитание. 2018. № 5. С. 77-83.
  24. Макаренко А. С. Традиции // Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. С. 222-228.
  25. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания: учеб. кн. по истории, теории и практике воспитания: в 9-ти ч. / сост. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2007. Ч. 1. Деловые и личные письма, статьи 1921-1928 гг. 536 с.
  26. Максачук Е. П. Спортивное воспитание в формировании личности юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2013. № 10. С. 18-20.
  27. Мамышева З. З. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников в поликультурной образовательной среде: дисс. … к. пед. н. Майкоп, 2011. 262 с.
  28. Мельниченко Н. Ю., Рачковская Н. А. Наставничество опытных спортсменов как принцип формирования ценностных ориентаций личности в спортивной школе единоборств // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 221-224.
  29. Меттини Э. Концептуальные основы философских взглядов А. С. Макаренко на воспитание личности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 3 (50). С. 32-41.
  30. Морозова Н. Г. Гуманистические основы современной школы // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: сб. науч. тр. VII Всеросс. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. (г. Славянск-на-Кубани, 5 апреля 2014 г.) / Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани. Славянск-на-Кубани, 2014. С. 55-57.
  31. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/obrazovanie (дата обращения: 10.05.2021).
  32. Никитин С. И. Личностные качества руководителя как фактор групповой сплоченности коллектива // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 256-264.
  33. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, с изменениями и дополнениями. URL: http://zakonobobrazovanii.ru/skachat-zakon-ob-obrazovanii (дата обращения: 10.05.2021).
  34. Об утверждении концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 г. и плана мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2018 г. № 2245-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985098/ (дата обращения: 10.05.2021).
  35. Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 (зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2014 № 31522). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160002/ (дата обращения: 10.05.2021).
  36. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/72116730/ (дата обращения: 10.05.2021).
  37. Очеретяный К. А. Супернегерой: от суперсилы к ультранасилию // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2020. № 3. С. 27-46. DOI: 10.46539/gmd.v2i3.109.
  38. Петрыгин С. Б. Проявление агрессии у подростков, занимающихся контактными видами единоборств // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2012. № 4 (37). С. 23-34.
  39. Попова М. В., Веселова Е. К., Коржова Е. Ю., Макарова Т. А. Уровень спортивной квалификации в контексте оценки нравственной направленности личности // Теория и практика физической культуры. 2020. № 2. С. 69-71.
  40. Рачковская Н. А., Сероветникова С. А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2014. № 2. С. 34-41.
  41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 720 с.
  42. Савченко А. В. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы: дисс. … к. пед. н. Саратов, 2008. 164 с.
  43. Сельцова И. А. Формирование ценностных ориентаций современных подростков // Система ценностей современного общества. 2013. № 30. С. 111-115.
  44. Сергеева Б. В., Игнатова Д. А. Система организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 209-214.
  45. Сурьянинова Т. И., Смирнов Н. В. Особенности совместной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 58-66.
  46. Сяохуэй Я. Ценности и воспитание ценностного сознания в современном Китае // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2019. № 2. С. 76-91.
  47. Трофимова Н. Б., Карпенко О. А. Коллективные взаимоотношения младших школьников: их становление и развитие в процессе учебной деятельности // Современные проблемы социально-гуманитарных наук: сб. докладов I Всеросс. науч.-практ. заочной конф. (с междунар. участием) (г. Казань, июнь 2015 г.) / науч. ред. А. В. Гумеров. Казань: Отечество, 2015. С. 99-108.
  48. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. Т. 8. № 4. С. 3-12.
  49. Хазова С. А. Управление развитием сферы физической культуры и спорта в России: кадровый аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 273-279.
  50. Холодкова О. Г. Особенности нравственного самосознания младших школьников // Педагогический университетский вестник Алтая. 2009. № 2. С. 7-8.
  51. Холодкова О. Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника. Барнаул: Алтайский гос. пед. ун-т, 2015. 192 с.
  52. Ческидова И. Б. Изобразительное искусство как средство адаптации детей к обучению в школе // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 248-253.
  53. Шкунова А. А., Прохорова М. П. Факторы выбора стратегии учреждения дополнительного образования детей // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 2. № 7 (33). С. 230-234.
  54. Штина И. Е., Валина С. Л., Ямбулатов А. М., Устинова О. Ю. Особенности основных видов обмена у учащихся средних общеобразовательных учреждений в зависимости от организации учебного процесса и общественного питания // Вопросы питания. 2019. Т. 88. № 1. С. 62-70. DOI: 10.24411/0042-8833-2019-10007.
  55. Ярославкина Е. В. Влияние особенностей характера подростков на выбор программы дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63: в 4-х ч. Ч. 3. С. 346-349.
  56. Baiborodova L. Learning in Mixed-Aged Groups of Schoolchildren // European Journal of Contemporary Education. 2013. № 3 (5). P. 132-144.
  57. Poplavskaya A., Gruzdev I., Petlin A. Defining the Problem of Choosing Extracurricular Activities for Children in Russia // Educational Studies. Moscow. 2018. № 4. P. 261-281. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-4-261-281.

Author information

Nataliya Ur’evna Melnichenko

Kamchatka State University named after Vitus Bering; Children and Youth Sports School № 5, Petropavlovsk-Kamchatsky

About this article

Publication history

  • Received: May 12, 2021.
  • Published: June 30, 2021.

Keywords

  • ценностные ориентации личности
  • младший школьник
  • детская спортивная школа единоборств
  • разновозрастный коллектив учащихся
  • personal value orientations
  • younger schoolchild
  • children’s sports school of martial arts
  • mixed-age group of students

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)