• Обзор
  • 30 июня 2021
  • Открытый доступ

Формирование ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива детской спортивной школы: теоретический обзор

Аннотация

Цель исследования - теоретическое обоснование возможностей спортивных школ единоборств в формировании ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива. В статье раскрываются вопросы непостоянства учебного контингента как фактора формирования разновозрастного коллектива в спортивных объединениях; даны возрастные и мотивационные характеристики, принимая во внимание которые можно минимизировать проблему «оттока» учебного контингента, тем самым влияя на общие итоги формирования ценностных ориентаций личности; даются характеристики младшего школьника, включенного в воспитательный процесс спортивной школы; приводится описание средств и приёмов формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в спортивном объединении по единоборствам. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа проблемы непостоянства контингента учащихся спортивных школ предложены решения, способствующие минимизации «оттока» детей из спортивных объединений по единоборствам, из практики спортивных единоборств произведён отбор эффективных средств и приёмов формирования ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива спортивной школы. В результате проведённого исследования определена взаимосвязь между формированием разновозрастного коллектива в объединениях по спортивным единоборствам и проблемой нестабильности учебного контингента; на основе анализа возрастных характеристик найдены решения, способствующие минимизации этой негативно влияющей на целостность образовательной деятельности проблемы; выявлены свойственные спортивным единоборствам средства и приёмы формирования ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях разновозрастного коллектива.

Источники

  1. Абросимова И. Ю. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на здоровый образ жизни: дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2010. 301 с.
  2. Андреева А. Д., Москвитина О. А. Психологическое благополучие учащихся 1-5-х классов в контексте современной социальной ситуации развития // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 203-223. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-203-223.
  3. Антопольская Т. А., Байбакова О. Ю., Журавлева С. С. Исследование и возможности развития социальных коммуникаций у младших школьников // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 289-300. DOI: 10.32744/pse.2019.5.21.
  4. Аршинник С. П., Лысенко В. В., Костенко Е. Г. К вопросу об оценке физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций на основе результатов выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 203-216. DOI: 10.32744/pse.2020.4.14.
  5. Батина Е. В. Особенности взаимодействия участников образовательных отношений в выборе направлений дополнительного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11. № 3. С. 44-56. DOI: 10.14529/ped190304.
  6. Брюхова Ю. П. Народная игра как средство формирования ценностных ориентаций личности ребенка младшего школьного возраста: дисс. … к. пед. н. М., 2010. 233 с.
  7. Голец А. В. Воспитательный потенциал спортивных единоборств: монография. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. аграр. ун-та им. А. А. Ежевского, 2015. 252 с.
  8. Грицина О. П., Транковская Л. В., Нагирная Л. Н. Гигиеническая оценка режима дня и умственной работоспособности детей, посещающих организации дополнительного образования // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 2. С. 185-189. DOI: 10.18821/00169900-2016-95-2-185-189.
  9. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 14-19.
  10. Ермакова А. А. Творческое разновозрастное объединение дополнительного образования как форма социализации подростков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2010. № 23 (199). С. 121-126.
  11. Жолован С. В. Традиции как фактор развития образовательной системы школы: дисс. … к. пед. н. СПб., 2003. 204 с.
  12. Зак А. З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 102-110.
  13. Захарова А. В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 90-99.
  14. Калинина Л. В. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе: дисс. … к. пед. н. Иркутск, 2013. 225 с.
  15. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В. Результаты социологических исследований потребления населением услуг в сфере дополнительного образования // Педагогический поиск. 2016. № 2S. С. 9-11.
  16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Изд-е 9-е. М.: Питер, 2004. 939 с.
  17. Крошкин А. Н. Каратэ Сёторэнмэй: вчера, сегодня, навсегда. Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2010. 200 с.
  18. Кулагина И. Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 100-109. DOI 10.17759/chp.2015110309.
  19. Куприянов Б. В. Социальное воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: дисс. … д. пед. н. Кострома, 2011. 616 с.
  20. Куприянов Б. В. Уклады школьной жизни // Директор школы. 2016. № 2 (205). С. 85-91.
  21. Куприянов Б. В., Миновская О. В., Ручко Л. С. Методика организации досуговых мероприятий. Ролевая игра: практ. пособие. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2016. 264 с.
  22. Куценко Е. «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?». Чего боятся младшие школьники? // Школа для родителей. 2015. № 1. С. 14-23.
  23. Люблинская А. А. Восприятие и представления в мышлении ребенка // Дошкольное воспитание. 2018. № 5. С. 77-83.
  24. Макаренко А. С. Традиции // Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. С. 222-228.
  25. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания: учеб. кн. по истории, теории и практике воспитания: в 9-ти ч. / сост. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2007. Ч. 1. Деловые и личные письма, статьи 1921-1928 гг. 536 с.
  26. Максачук Е. П. Спортивное воспитание в формировании личности юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2013. № 10. С. 18-20.
  27. Мамышева З. З. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников в поликультурной образовательной среде: дисс. … к. пед. н. Майкоп, 2011. 262 с.
  28. Мельниченко Н. Ю., Рачковская Н. А. Наставничество опытных спортсменов как принцип формирования ценностных ориентаций личности в спортивной школе единоборств // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 221-224.
  29. Меттини Э. Концептуальные основы философских взглядов А. С. Макаренко на воспитание личности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 3 (50). С. 32-41.
  30. Морозова Н. Г. Гуманистические основы современной школы // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: сб. науч. тр. VII Всеросс. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. (г. Славянск-на-Кубани, 5 апреля 2014 г.) / Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани. Славянск-на-Кубани, 2014. С. 55-57.
  31. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/obrazovanie (дата обращения: 10.05.2021).
  32. Никитин С. И. Личностные качества руководителя как фактор групповой сплоченности коллектива // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 256-264.
  33. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, с изменениями и дополнениями. URL: http://zakonobobrazovanii.ru/skachat-zakon-ob-obrazovanii (дата обращения: 10.05.2021).
  34. Об утверждении концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 г. и плана мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2018 г. № 2245-р. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985098/ (дата обращения: 10.05.2021).
  35. Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 (зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2014 № 31522). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160002/ (дата обращения: 10.05.2021).
  36. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/72116730/ (дата обращения: 10.05.2021).
  37. Очеретяный К. А. Супернегерой: от суперсилы к ультранасилию // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2020. № 3. С. 27-46. DOI: 10.46539/gmd.v2i3.109.
  38. Петрыгин С. Б. Проявление агрессии у подростков, занимающихся контактными видами единоборств // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2012. № 4 (37). С. 23-34.
  39. Попова М. В., Веселова Е. К., Коржова Е. Ю., Макарова Т. А. Уровень спортивной квалификации в контексте оценки нравственной направленности личности // Теория и практика физической культуры. 2020. № 2. С. 69-71.
  40. Рачковская Н. А., Сероветникова С. А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2014. № 2. С. 34-41.
  41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 720 с.
  42. Савченко А. В. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на основе традиций русской национальной школы: дисс. … к. пед. н. Саратов, 2008. 164 с.
  43. Сельцова И. А. Формирование ценностных ориентаций современных подростков // Система ценностей современного общества. 2013. № 30. С. 111-115.
  44. Сергеева Б. В., Игнатова Д. А. Система организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 209-214.
  45. Сурьянинова Т. И., Смирнов Н. В. Особенности совместной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 58-66.
  46. Сяохуэй Я. Ценности и воспитание ценностного сознания в современном Китае // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2019. № 2. С. 76-91.
  47. Трофимова Н. Б., Карпенко О. А. Коллективные взаимоотношения младших школьников: их становление и развитие в процессе учебной деятельности // Современные проблемы социально-гуманитарных наук: сб. докладов I Всеросс. науч.-практ. заочной конф. (с междунар. участием) (г. Казань, июнь 2015 г.) / науч. ред. А. В. Гумеров. Казань: Отечество, 2015. С. 99-108.
  48. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. Т. 8. № 4. С. 3-12.
  49. Хазова С. А. Управление развитием сферы физической культуры и спорта в России: кадровый аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 273-279.
  50. Холодкова О. Г. Особенности нравственного самосознания младших школьников // Педагогический университетский вестник Алтая. 2009. № 2. С. 7-8.
  51. Холодкова О. Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника. Барнаул: Алтайский гос. пед. ун-т, 2015. 192 с.
  52. Ческидова И. Б. Изобразительное искусство как средство адаптации детей к обучению в школе // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 248-253.
  53. Шкунова А. А., Прохорова М. П. Факторы выбора стратегии учреждения дополнительного образования детей // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 2. № 7 (33). С. 230-234.
  54. Штина И. Е., Валина С. Л., Ямбулатов А. М., Устинова О. Ю. Особенности основных видов обмена у учащихся средних общеобразовательных учреждений в зависимости от организации учебного процесса и общественного питания // Вопросы питания. 2019. Т. 88. № 1. С. 62-70. DOI: 10.24411/0042-8833-2019-10007.
  55. Ярославкина Е. В. Влияние особенностей характера подростков на выбор программы дополнительного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63: в 4-х ч. Ч. 3. С. 346-349.
  56. Baiborodova L. Learning in Mixed-Aged Groups of Schoolchildren // European Journal of Contemporary Education. 2013. № 3 (5). P. 132-144.
  57. Poplavskaya A., Gruzdev I., Petlin A. Defining the Problem of Choosing Extracurricular Activities for Children in Russia // Educational Studies. Moscow. 2018. № 4. P. 261-281. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-4-261-281.

Информация об авторах

Мельниченко Наталия Юрьевна

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга; Детско-юношеская спортивная школа № 5, г. Петропавловск-Камчатский

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 мая 2021.
  • Опубликована: 30 июня 2021.

Ключевые слова

  • ценностные ориентации личности
  • младший школьник
  • детская спортивная школа единоборств
  • разновозрастный коллектив учащихся
  • personal value orientations
  • younger schoolchild
  • children’s sports school of martial arts
  • mixed-age group of students

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)