• Original research article
  • September 15, 2021
  • Open access

Studying Features of Social Competencies Formation in Adolescents with Mild Mental Deficiency (Intellectual Disabilities)

Abstract

The research aims to analyse and summarise the results of an experimental study on features of social competencies formation in adolescents with mild mental deficiency. The study was conducted on the basis of a developed system of diagnostic tools, criteria apparatus, quantitative and qualitative assessment of the results: a four-level quantitative assessment system with subsequent qualitative interpretation. Scientific novelty of the research lies in the fact that the work presents criteria for assessing the cognitive component of social competencies in adolescents with mild mental deficiency. The article covers the diagnostic assessment results of the cognitive component of social competencies in adolescents with mild mental deficiency.

References

  1. Бабкина Н. В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 1. C. 138-156.
  2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
  3. Воронкова В. В. Организационные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общей и специальной (коррекционной) системе // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 6. С. 183-185.
  4. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
  5. Гомзякова Н. Ю. Изучение сформированности жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2019. № 1. С. 34-37.
  6. Гончаров С. З. Социальная компетентность личности: сущность, критерии и значение // Образование и наука. 2004. № 2 (26). С. 3-18.
  7. Дмитриев А. А. Структурные характеристики социально-личностных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья как оценочные критерии качества специального образования // Специальное образование. 2014. № 3. С. 12-20.
  8. Евтушенко И. В. Основные направления государственной политики в области специального (коррекционного) образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 248-250.
  9. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3 (33). С. 27-35.
  10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-13.
  11. Инденбаум Е. Л. Психосоциальное развитие подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 72-81.
  12. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство. СПб.: Речь, 2007. 389 с.
  13. Курганова Е. А., Карабанова О. А. Диагностика личности школьников. СПб.: Речь, 2012. 256 с.
  14. Лыкова-Унковская Е. С. Технология формирования социально-бытовой компетентности младших школьников с легкой умственной отсталостью в условиях взаимодействия семьи и школы: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2016. 25 с.
  15. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Изд-е 2-е. СПб.: Питер, 2009. 191 с.
  16. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 394 с.
  17. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
  18. Сафонова Л. М. Определение жизненной компетентности у подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 155-161.
  19. Содномова Н. Б.-Ц. Формирование социальных компетенций дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дисс. … к. пед. н. Улан-Удэ, 2014. 20 с.
  20. Стебляк Е. А. Психолого-педагогические условия формирования социальных компетенций умственно отсталых обучающихся // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 2 (24). С. 140-147.
  21. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям / пер. с англ. Н. Друговейко. Изд-е 3-е. М.: HIPPO, 2008. 218 с.
  22. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2011. № 1. URL: https://eidos-institute.ru/upload/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-103-Khutorskoy.pdf (дата обращения: 18.08.2021).
  23. Цукерман Г. А., Чудинова Е. В. Диагностика умения учиться. М.: Author’s club, 2018. 62 с.
  24. Шиф Ж. И., Петрова В. Г., Головина Т. Н. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1980. 176 с.
  25. Щербакова А. М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида // Дефектология. 2001. № 3. С. 19-34.
  26. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. Великий Новгород: Изд-во Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
  27. Яковлева И. М. Этапы разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для школьника с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Начальная школа. 2016. № 8. С. 12-17.

Author information

Ekaterina Izmailovna Volgutskova

Boarding School № 1 for Students with Health Limitations, Astrakhan

About this article

Publication history

  • Received: July 13, 2021.
  • Published: September 15, 2021.

Keywords

  • социальные компетенции
  • подросток с легкой умственной отсталостью
  • интеллектуальные нарушения
  • интегративная личностная характеристика
  • диагностический инструментарий
  • social competencies
  • adolescent with mild mental deficiency
  • intellectual disabilities
  • integrative personality characteristics
  • diagnostic tools

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)