• Original research article
  • September 15, 2021
  • Open access

Peculiarities of Descriptive Narrative Speech of Junior Schoolchildren with Mental Retardation

Abstract

The paper summarizes results of experimental studies on peculiarities of descriptive narrative speech of junior schoolchildren with mental retardation. The article considers the following issues: theoretical and practical foundations for studying junior schoolchildren’s monologic speech, the research process organization, content and assessment of descriptive narrative speech of junior schoolchildren with mental retardation. Scientific originality of the study lies in the fact that the authors propose a set of diagnostic tasks developed on the basis of the first-grade textbook “Literary Reading” and aimed to identify the level of monologic speech skills of junior schoolchildren with mental retardation. The research findings contribute to therapeutic studies on speech development in junior schoolchildren with mental retardation.

References

  1. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Галлямова Ю. С. и др. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография. М.: Добрый мир, 2018. 332 с.
  2. Борякова Н. Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика: монография. Изд-е 2-е, испр. и доп. Ярославль: Канцлер, 2017. 169 с.
  3. Василевская Н. Г. Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: проблемы преемственности // Детский сад от А до Я. 2007. № 5. С. 83-90.
  4. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: монография. Изд-е 2-е, испр. и перераб. М.: В. Секачев, 2014. 537 с.
  5. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. 163 с.
  6. Кондратьева С. Ю. Развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказа по картине: методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2015. 39 с.
  7. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2013. 304 с.
  8. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: учебно-методическое пособие / под ред. Л. Б. Баряевой. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. 175 с.
  9. Леонтьев А. А. Признаки связности и цельности текста. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. К.: Высшая школа, 1978. 230 с.
  10. Лепская Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М.: МГГУ, 2017. 311 с.
  11. Мурзин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 171 с.
  12. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 2018. 192 с.
  13. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / сост. Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; под. ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. 432 с.
  14. Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда. М.: Владос, 2017. 47 с.
  15. Тригер Р. Д. Русский язык. Технология преодоления трудностей обучения младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2017. 159 с.
  16. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М. А. и др. Язык. Речь. Коммуникация: междисциплинарный словарь. СПб.: КАРО, 2006. 128 с.
  17. Шевченко С. Г. Обучение детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 1. С. 3-9.
  18. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998. 110 с.
  19. Якубинский Л. П. О диалогической речи // Русская речь / под ред. Л. В. Щербы. М.: Педагогика, 1976. С. 96-195.
  20. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984. 158 с.

Author information

Elizaveta Evgen'evna Egorova

Moscow City University; State secondary school № 1568, Moscow

Tamara Vladimirovna Kurilova

State secondary school № 101, Krasnodar

About this article

Publication history

  • Received: July 18, 2021.
  • Published: September 15, 2021.

Keywords

  • младшие школьники
  • задержка психического развития
  • связная речь
  • логопедическая работа
  • junior schoolchildren
  • mental retardation
  • connected speech
  • speech therapy

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)