• Original research article
  • September 15, 2021
  • Open access

Cooperation of State and Society in Providing Continuous Pedagogical Assistance to Multiple-Child Families

Abstract

The paper considers the following issues: development and realization of pedagogical support programs for multiple-child families involving cooperation of the state and the society, which helps to improve multi-child parents’ readiness to solve relevant everyday problems: raising life quality and enhancing social stability. The article presents experience of cooperation of multi-child parents, their family members and state organizations of the Republic of Karelia in providing continuous pedagogical assistance to multiple-child families. Scientific originality of the study includes development and approbation of pedagogical support programs involving interaction of multiple-child families and social partners, which ensures actualization of educational competence of interaction participants. The research findings are as follows: the author justifies importance of cooperation of multiple-child families, state and municipal bodies, socially oriented non-commercial organizations in providing pedagogical assistance to multiple-child families.

References

  1. Андреев Ю. П., Коржевская Н. М., Костина Н. Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 2009. 84 с.
  2. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М.: Наука, 1978. 399 с.
  3. Антонов А. И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) // Фамилистические исследования: в 2-х т. / отв. ред. А. И. Антонов. М.: Университет, 2009. Т. 2. Миллион мнений о семье и о себе. С. 357-367.
  4. Бирюкова С. С., Горина Е. А., Горяйнова А. Р., Гудкова Т. Б., Карева Д. Е., Любушина Е. С., Овчарова Л. Н., Тер-Акопов С. А. Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 157 с.
  5. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1978. № 8. С. 39-52.
  6. Бюллетень «Социально-экономические индикаторы бедности» [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13293 (дата обращения: 05.06.2021).
  7. Веденская Т. Е. Понятие «система» и системный подход в педагогике // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. C. 197-199.
  8. Владыкина Е. В. Инновационные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников: проект // Наука и образование: новое время. 2016. № 3 (14). С. 273-279.
  9. Воротников А. С. Взаимодействие социальных институтов в решении проблем семейного воспитания [Электронный ресурс] // Концепция «Общество знания» в современной науке: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 11 декабря 2018 г.): в 4-х ч. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. Ч. 2. С. 36-40. URL: https://os-russia.com/SBORNIKI/KON-235-2.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
  10. Герасимов В. Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС // Российская юстиция. 2011. № 2. С. 60-62.
  11. Григорьева Н. С., Дюпра-Куштанина В., Шарова М. А. Социальная политика в области родительства: сравнительный анализ (Россия - Франция) // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 1. С. 21-38.
  12. Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. 325 с.
  13. Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: пособие для практических работников. М.: Айрис-пресс, 2004. 112 с.
  14. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 29 с.
  15. Журавлёва Е. К., Копцева О. А. Трансформация семьи и демографическая политика России. М.: Экономическое образование, 2017. 173 с.
  16. Карташев Н. В. Историко-педагогические традиции взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 1 (1). С. 40-43.
  17. Ким Т. К. Воспитательный потенциал семьи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. № 11. С. 95-98.
  18. Коробкова В. В. Реализация концепции развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2015. № 11-12. С. 83-88.
  19. Кузьмина Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Изд-е 2-е. М.: Народное образование, 2002. С. 7-52.
  20. Курмаев Р. М. Общественная палата Российской Федерации как институт гражданского общества: автореф. дисс. … к. юрид. н. Волгоград, 2006. 24 с.
  21. Майер А. А., Давыдова О. И. Активизация родителей в жизни ребенка в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие. Барнаул, 2013. 101 с.
  22. Маркова Т. М. Детский сад и семья. Изд-е 4-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 2010. 207 с.
  23. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.06.2021).
  24. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ № 1618-р от 25 августа 2014 г. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/146 (дата обращения: 05.06.2021).
  25. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 05.06.2021).
  26. Петрова Ю. П., Пьянова Е. Н. Самооценка и тревожность детей, воспитывающихся в многодетной семье // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5: в 5-ти ч. Ч. 2. С. 298-299.
  27. Попова М. Н., Прокопьева М. М. Социально-педагогическое партнерство школы и семьи как средство повышения родительской компетентности // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12: в 5-ти ч. Ч. 4. С. 728-732.
  28. Расчётина С. А. Проективно-конструктивный подход к разработке программы социально-педагогического исследования // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5 (96). С. 94-98.
  29. Ренёва Е. Н., Быкова С. С. Семейный клуб как форма организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. № 3. С. 81-85. URL: https://e-koncept.ru/2016/16055.htm (дата обращения: 25.08.2021).
  30. Роботова А. С. О готовности начинающего учителя к сотрудничеству с семьей // Народное образование. 2002. № 5. С. 186-190.
  31. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Семья в системе социальных институтов общества: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 299 с.
  32. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практ. пособие. М.: Аркти, 2006. 80 с.
  33. Судаков К. В. Функциональные системы. М.: Изд-во РАМН, 2011. 320 с.
  34. Филатова О. В. Вовлечение семей во взаимодействие со школой с целью реализации воспитательной функции // Специфика педагогического образования в регионах России. 2015. № 1.
  35. Хитрюк В. В., Сергеева М. Г., Соколова Н. Л. Работа педагога с родителями в условиях инклюзивного образования // Научный диалог. 2017. № 8. С. 426-439.
  36. Шабас С. Г. Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 8. С. 4-11.
  37. Шеина М. Б. Развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой: автореф. … к. пед. н. Уфа, 2013. 31 с.
  38. Щекина О. А. Семья и школа. Согласование ценностей воспитания // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1. С. 80-84.

Author information

Yelena Anatolyevna Antoshko

The Karelian Regional Public Charitable Foundation “Center for the Development of Youth and Public Initiatives”, Petrozavodsk

About this article

Publication history

  • Received: June 6, 2021.
  • Published: September 15, 2021.

Keywords

  • общественно-государственное сотрудничество
  • многодетная семья
  • актуальные жизненные задачи
  • консультирование
  • просвещение
  • cooperation of state and society
  • multiple-child family
  • relevant everyday problems
  • counselling
  • education

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)