• Original research article
  • October 29, 2021
  • Open access

Advanced Educational System as a Network of Attractors

Abstract

The aim of the study is to substantiate the prospects of the educational system as a network of attractors that allows overcoming the crisis of modern educational systems on the basis of understanding it as a component of the global civilization crisis, caused by the impossibility of unlimited growth with limited resources. The requirements for an advanced educational system are analysed, the possibility of their fulfilment in the model of the educational system as a network of didactic units of a new type - attractors, is shown. The scientific originality of the work consists, first of all, in the introduction of the notion “attractor”, an indication of its attributes and methods of use. As a result, it is possible to reveal the general features of the functioning of the advanced educational system, as well as to give specific examples of already existing and possible attractors.

References

  1. Аврамкова И. С. К вопросу о кризисе образования в современной России // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 139.
  2. Альтшулер Г. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  3. Громыко Ю. В. Российская система образования сегодня: решающий фактор развития или путь в бездну? М.: ЛЕНАНД, 2019.
  4. Колесникова И. А. Тотальный кризис образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 4.
  5. Краюшкина Е. П., Свиридов В. В., Свиридова Е. И. Проектирование внеземных форм жизни как средство освоения учащимися естественнонаучной картины мира // Физика в системе современного образования: материалы XIII Междунар. конф. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2015.
  6. Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ / пер. с англ. М.: Прогресс, 1970.
  7. Марков А. Рождение сложности. М.: АСТ: CORPUS, 2014.
  8. Моисеев Н. Н. Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: ИздАТ, 1993.
  9. Моисеев Н. Н. Кризис современного образования // Наука и жизнь. 1998. № 6.
  10. Назаретян А. П. Интеллект во Вселенной. Очерки междисциплинарной теории прогресса. М.: Недра, 1991.
  11. Новосельцев В. И., Тарасов Б. В. Теоретические основы системного анализа. М.: Майор, 2006.
  12. Патяева Ю. Е. Сетевой человек и его жизненные миры // Рождение коллективного разума: о новых законах сетевого социума и сетевой экономики и об их влиянии на поведение человека / ред. Б. Б. Славин. М.: ЛЕНАНД, 2018.
  13. Пентин А. Ю. Непрофильные предметы в профильной школе: естественные науки для «пользователя» // Эйдос: интернет-журнал. 2003. № 1. URL: https://www.eidos.ru/journal/
  14. Свиридов В. В., Гольдфарб М. В. Гуманитарная природа курса «Естествознание» сквозь призму требований ФГОС // Физика в школе. 2016. № s3.
  15. Свиридов В. В., Свиридова Е. И., Хоник В. А. Задачи интегрированного курса «Естествознание» в свете последнего доклада Римского клуба // Физика в школе. 2018. № 2с.
  16. Свиридова Е. И. Естественнонаучная информационная картина мира // Свиридов В. В., Свиридова Е. И. Концепции современного естествознания. М.: Юрайт, 2018.
  17. Сидоров С. В. Правила реализации системного подхода в управлении развивающейся школой // Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. 2010. № 2. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2010/2/Sidorov_Systematic_Approach/
  18. Степанов В. И. Кризис образования в современной России и пути его преодоления // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1.
  19. Турбовской Я. С. Кризис образования: поиск системного решения // Профессиональное образование в современном мире. 2016. № 1.
  20. Хейлиген Ф. Мировой суперорганизм: возникновение сетевого сообщества // Рождение коллективного разума: о новых законах сетевого социума и сетевой экономики и об их влиянии на поведение человека / ред. Б. Б. Славин. М.: ЛЕНАНД, 2018.
  21. Хлебопрос Р. Г., Фет А. И. Природа и общество: модели катастроф. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999.
  22. Юмагулов М. Г. Введение в теорию динамических систем. СПб.: Лань, 2015.
  23. Meadows D. H., Meadows D. L., Randers J., Behrens W.W. The limits to growth: A report for the Club of Rome’s project on the predicament of mankind. Universe Book, 1972.
  24. Weizsäcker E. U. von, Wijkman A. Come on! Capitalism, short-termism, population and the destruction of the planet: A report to the Club of Rome. Springer-Verlag, 2018.

Author information

Vladimir Vladimirovich Sviridov

Dr

Voronezh State Pedagogical University

Elena Igorevna Sviridova

PhD

Voronezh State Pedagogical University

About this article

Publication history

  • Received: September 1, 2021.
  • Published: October 29, 2021.

Keywords

  • образовательная система
  • аттрактор
  • модель образовательной системы
  • дидактическая единица
  • educational system
  • attractor
  • model of educational system
  • didactic unit

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)