• Original research article
  • December 28, 2021
  • Open access

Issues and Experiences with Creating a Foreign Language Textbook for a Non-Linguistic University

Abstract

The purpose of the study is to describe the basic principles of designing a textbook that meets the modern requirements of the theory and practice of teaching English for Specific Purposes (ESP). The authors analysed the available educational materials for language teaching at an aviation university, described the criteria for their evaluation and proposed a variant of a textbook concept. Scientific novelty of the study lies in identifying approaches to the design of a foreign language textbook in a professional area that forms students’ foreign language communicative competence (learner-centered approach) and methodologically organises the language and speech material of the textbook (teacher-centered approach). The results have shown that author’s textbooks should be communicative, professionally and personally oriented, include authentic and relevant language material, take into account students’ language skills.

References

  1. Авиационный английский язык. Учебная тема «Аэродромы»: уч.-метод. пособие / сост. Е. Л. Воронянская, Л. М. Федечко. Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2011a.
  2. Авиационный английский язык. Учебная тема «Безопасность на воздушном транспорте»: уч.-метод. пособие / сост. Е. Л. Воронянская, А. Е. Чеснакова. Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2011b.
  3. Авиационный английский язык. Учебная тема «Воздушное судно»: уч.-метод. пособие / сост. Е. Л. Воронянская, А. А. Шлямова. Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2011c.
  4. Авиационный английский язык. Учебная тема «История авиации. Международная организация гражданской авиации»: уч.-метод. пособие / сост. Е. Л. Воронянская, Г. С. Громова, Л. М. Федечко. Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2015.
  5. Авиационный английский язык. Учебная тема “Search and Rescue Service”: уч.-метод. пособие / сост. Г. С. Громова, О. А. Федотова. Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2010.
  6. Агабекян И. П., Коваленко П. И. Английский для технических вузов. Английский для инженеров. Изд-е 8-е, стереот. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  7. Аникеева И. Г., Овсянникова М. Н. Методологические основы иноязычной подготовки в вузе авиационного профиля // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т. 23. № 1.
  8. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4.
  9. Всеволодова А. Х. Личностно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 51-1.
  10. Захарова М. В. Опыт создания учебного пособия по профессионально ориентированному английскому языку авиационного профиля // Концепт. 2018. № 10. URL: http://e-koncept.ru/2018/181076.htm
  11. Калашникова О. А. Обучение иностранному языку в авиационном вузе на основе межпредметных связей // Межвузовский сборник научных трудов. Краснодар: КВВАУЛ, 2021. Вып. 25.
  12. Калашникова О. А. Формирование лексической компетенции переводчика при обучении военному переводу // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 4.
  13. Коротаева И. Э., Чуксина О. В. Особенности учебных пособий для развития межкультурной профессионально ориентированной коммуникации авиационных специалистов // Концепт. 2018. № 6. URL: http://e-koncept.ru/2018/181034.htm
  14. Мальковская Т. А., Рябова Т. В. Современные подходы к созданию учебных материалов по профессионально ориентированному языку // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2019. № 7-2.
  15. Менгардт Е. Р., Надеждина Е. Ю. Сравнительный анализ учебно-методических комплексов для обучения английскому языку в профессиональной сфере: технические специальности // Концепт. 2018. № 12. URL: http://e-koncept.ru/2018/181090.htm
  16. Миков В. Ю. Корреляция вариативного и инвариантного компонента содержания профессионально ориентированного обучения иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2016. № 6.
  17. Орловская И. В., Самсонова Л. С., Скубриев А. И. Учебник английского языка для студентов технических университетов и вузов. Изд-е 11-е. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010.
  18. Полякова Т. Ю. Английский язык для инженеров: учебник для студ. вузов, обучающихся по тех. специальностям. Изд-е 7-е, испр. М.: Высшая шк., 2007.
  19. Полякова Т. Ю., Синявская Е. В., Селезнева Г. А. Достижения науки и техники ХХ века: уч. пособие по английскому языку для студ. тех. вузов. М.: Высш. шк., 2004.
  20. Рубцова М. Г. Чтение и перевод английской научной и технической литературы: лексико-грамматический справочник. Изд-е 2-е, испр. и доп. М. - Владимир: АСТ; Астрель, 2010.
  21. Руководство по внедрению требований ИКАО к владению языком. Doc. 9835. AN/453. 2010. URL: http://libed.ru/knigi-nauka/359431-1-doc-9835-an-453-rukovodstvo-vnedreniyu-trebovaniy-ikao-vladeniyu-yazikom-utverzhdeno-generalnim-sekretarem-opub.php
  22. Рябова Т. В. Авиационный английский язык: уч. пособие. Краснодар: КВВАУЛ, 2019. Ч. 1. Воздушные суда, их классификация. История авиации.
  23. Рябова Т. В. Дидактические возможности учебного текста при обучении языку специальности // Межвузовский сборник научных трудов. Краснодар: КВВАУЛ, 2021. Вып. 25.
  24. Сидоренко Т. В., Рыбушкина С. В. Интегрированное предметно-языковое обучение и его перспективы в российских технических вузах // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 6.
  25. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов. 2020. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-25-05-04-letnaya-ekspluataciya-i-primenenie-aviacionnyh-kompleksov-1083/
  26. Шавкунова Л. В. Авиационный английский: Aviation English Fundamentals: уч. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению подготовки диплом. специалистов 658100 «Аэронавигация». Изд-е 2-е, испр. Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2009.
  27. Якушев М. В. Типологические особенности учебника как вида учебного издания // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 4 (60).
  28. Bonamy D., Jacgues C., Bingham C. Technical English 1-4: Course Book, Workbook, Teacher’s Book, Tests. Harlow: Longman Pearson Education, 2011.
  29. Evans V., Dooley J., Esparza J. Civil Aviation. Newbury: Express Publishing, 2012.
  30. Evans V., Dooley J., Coocen L. Flight Attendant. Newbury: Express Publishing, 2014.
  31. Gross G. L., Zeter J. Air Force. Newbury: Express Publishing, 2011.
  32. Taylor J., Zeter J. Command and Control. Newbury: Express Publishing, 2011.
  33. Taylor J., Goodwell J. Navy. Newbury: Express Publishing, 2011.

Author information

Tatyana Alexandrovna Malkovskaya

PhD

Krasnodar Air Force Institute for Pilots

Tatyana Vasilievna Ryabova

PhD

Krasnodar Air Force Institute for Pilots

About this article

Publication history

  • Received: November 4, 2021.
  • Published: December 28, 2021.

Keywords

  • учебник по иностранному языку
  • неязыковой вуз
  • проектирование
  • профессиональная сфера
  • уровень языковой подготовки
  • foreign language textbook
  • non-linguistic university
  • design
  • professional area
  • language proficiency level

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)