• Original research article
  • April 29, 2022
  • Open access

Linguo-Didactic Model of Secondary Linguistic Personality Formation in Professionally Oriented Teaching a Foreign Language to Students of Non-Linguistic Specialties

Abstract

The aim of the study is to prove that a secondary linguistic personality of students is dynamic, the level of its formation can be assessed and strengthened under certain pedagogical conditions in professionally oriented teaching a foreign (English) language to students of non-linguistic (socio-economic) specialties. In the article, the authors have analysed the phenomenon of a linguistic personality through understanding the process of a secondary linguistic personality formation. To achieve this aim, principles, conditions, criteria have been identified and the levels of a secondary linguistic personality formation have been described; a pedagogical experiment has been carried out. The scientific novelty lies in the development and description of a linguo-didactic model for the formation of a secondary linguistic personality of students in professionally oriented teaching a foreign (English) language to students of non-linguistic (socio-economic) specialties. As a result of the experimental study, the model of a secondary linguistic personality formation in professionally oriented teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties has been validated.

References

  1. Анненкова А. В. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов посредством новостных репортажей // Байкальский Вестник ДААД. 2020. № 1.
  2. Беспамятнова Г. Н. Языковая личность телевизионного ведущего: автореф. дисс. … к. филол. н. Воронеж, 1994.
  3. Богин Г. И. Герменевтические последствия универсализаций в методике преподавания русского языка как иностранного // Герменевтика в России. 1998. Т. 2 (3).
  4. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дисс. … д. филол. н. Л., 1984.
  5. Вайсгербер Л. Родной язык и формирование духа. М., 1993.
  6. Ван С., Курьянович А. В. К вопросу о типах вторичных языковых личностей в свете компетентностного подхода в современной лингводидактике // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 3 (37). DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-132-142
  7. Ваниева В. Ю., Течиева В. З. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе практико-ориентированного обучения // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 1. DOI: 10.15293/1813-4718.2101.03
  8. Виноградов В. В. О языке художественной прозы: избранные труды / отв. ред. Г. В. Степанов, А. П. Чудаков. М.: Наука, 1980.
  9. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1.
  10. Воркачев С. Г. Этносемантика паремии: сопоставительный анализ метафоризированных показателей безразличия в русском и испанском языках // Языковая личность: культурные концепты: сб. тр. Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996.
  11. Выготский Л. С. Мышление и речь. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  12. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000.
  13. Горгарова Я. Ю., Савотина Н. А. Подходы к преподаванию иностранного языка в контексте развития коммуникативной компетентности студентов вуза // Вестник Калужского университета. 2021. № 2 (51). DOI: 10.54072/18192173_2021_2_136
  14. Горина О. Г., Царакова Н. С. Корпусные инструменты, маршруты и эксперименты в современной лингводидактике // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2021. Т. 19. № 2. DOI: 10.25205/1818-7935-2021-19-2-36-53
  15. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
  16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  17. Мамонтова Н. А. Вторичная языковая личность в онтогенезе: уровни лингвокультурологического описания: на материале начального этапа обучения английскому языку русскоязычных учащихся: дисс. … к. филол. н. М., 2010.
  18. Момотова Ю. Г. Понятие и структура языковой и вторичной языковой личности // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 2-3.
  19. Потебня А. А. Мысль и язык: монография. К.: СИНТО, 1993.
  20. Самойлова Т. А., Лаврентьева А. А. К вопросу об исследовании коммуникативной компетенции и иноязычной коммуникативной компетенции в отечественной лингвистике и лингводидактике // Вопросы педагогики. 2021. № 1-2.
  21. Толмачева Т. А. Методика обучения студентов коммуникативным стратегиям иноязычного речевого поведения в повседневных ситуациях межкультурного общения: языковой вуз, английский язык: дисс. … к. пед. н. Горно-Алтайск, 2009.
  22. Уорф Б. Наука и языкознание // Новое в лингвистике. М., 1960. Вып. 1 / под. ред. В. А. Звегинцева.
  23. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: Высшая школа, 1989.
  24. Халяпина Л. П. Трансформация концепта «языковая личность» в теории и методике обучения иностранным языкам // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. № 21-1.
  25. Хачикян Е. И., Заборина М. А., Конкина А. О. Роль дистанционных форм обучения в процессе формирования коммуникативной компетентности студента вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3.
  26. Цимерман Е. А. Технология формирования компетенций коммуникативного лидерства магистрантов управленческих специальностей в рамках дисциплины «Иностранный язык»: дисс. … к. пед. н. СПб., 2021.
  27. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.
  28. Юлбарсова Х. А. Реализализация эффективного процесса формирования и развития коммуникативной компетентности у будущего учителя // Восточно-Европейский научный журнал. 2021. № 3-4 (67).
  29. Язвинская Т. Н. Социокультурная поддержка иностранных студентов в процессе адаптации к российскому образованию: дисc. … к. пед. н. Чита, 2009.
  30. McCullock W. S. Embodiments of Mind. Cambridge: Massachusetts Institute of Technology Press, 1964.

Author information

Elena Igorevna Bazhenova

PhD

Saint Petersburg University of Management Technologies and Economics

Ksenia Alexeevna Kouzmina

PhD

Saint Petersburg University of Management Technologies and Economics

Irina Alexandrovna Tkacheva

PhD

Saint Petersburg University of Management Technologies and Economics

About this article

Publication history

  • Received: February 27, 2022.
  • Published: April 29, 2022.

Keywords

  • лингводидактическая модель
  • вторичная языковая личность
  • профессионально-ориентированное обучение иностранному языку
  • студенты неязыковых специальностей
  • linguo-didactic model
  • secondary linguistic personality
  • professionally oriented teaching a foreign language
  • non-linguistic students

Copyright

© 2022 The Author(s)
© 2022 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)