• Original research article
  • October 21, 2022
  • Open access

Socialisation Conditions for Children with Disabilities in Special and Inclusive Education

Abstract

The study aims to compare the implementation of socialisation conditions for children with disabilities in special and inclusive education. Based on the analysis of philosophical and psychological literature, the paper substantiates socialisation conditions for children with disabilities and identifies the features of their implementation in special and inclusive education. Scientific novelty of the study lies in assessing socialisation conditions for children with disabilities from the perspective of two main subjects of the educational process: teachers and students’ parents. As a result, it has been proved that inclusive education produces a positive result in socialisation of children with disabilities only if the peculiarities of their development do not distract the teacher and other students from the educational process and require an individual approach.

References

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. - Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2000.
  2. Бабкина Н. В. Где, чему и как учить ребенка с задержкой психического развития // Начальная школа. 2015. № 8.
  3. Балашов Л. Е. Философия. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Дашков и К, 2009.
  4. Бейлина Н. С. Сущность понятия «социальная компетентность» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. Т. 2. № 3.
  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
  6. Ворошнина О. Р. Обоснование профессиональных компетенций педагогов инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1.
  7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  8. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2003.
  9. Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Специальная литература, 1997.
  10. Григорьева А. А. Философские основы социализации личности // Философия образования. 2012. № 2 (41).
  11. Иваненко М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства: автореф. дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2005.
  12. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие / под ред. М. С. Староверовой. М.: ВЛАДОС, 2014.
  13. Калинина Н. В., Лукьянова М. И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников: монография. Ульяновск: ИПКПРО, 2003.
  14. Кевля Ф. И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка: практико-ориентированная монография для школьных психологов и социальных педагогов. Вологда: Легия, 2009.
  15. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003.
  16. Кравцова Е. Е. Психологическое содержание понятия «социализация» в рамках культурно-исторического подхода Л. С. Выготского // Журнал практического психолога. 2005. № 6.
  17. Крутько Е. А. Социализация и асоциализация как философская проблема // Философия образования. 2011. № 2 (35).
  18. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. 1998. № 1.
  19. Маньковская Е. Н. Социализация младшего школьника в социально-культурной деятельности образовательного учреждения: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2006.
  20. Маркович Д. Ж. Социальная экология. М., 1991.
  21. Мид Дж. Г. Избранное: сборник переводов / сост. и пер. В. Г. Николаев; отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2009.
  22. Митина Г. В. Психолого-педагогическая поддержка личностного становления школьника в социально-воспитательной работе (на материале школы первой ступени): автореф. дисс. … к. пед. н. Хабаровск, 2000.
  23. Митина Г. В. Философское осмысление методологических основ социализации младшего школьника // Философия образования. 2014. № 6 (57).
  24. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. и со вступит. ст. А. А. Бодалева. М. - Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 1995.
  25. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005.
  26. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997.
  27. Рубцов В. В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997.
  28. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика образовательных систем. М.: Логос, 1999.
  29. Симонова Г. И. Социальная адаптация школьников: теория и практика. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004.
  30. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. М. - СПб.: Смысл; Гармония, 1994.
  31. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
  32. Фуряева Т. В. Социальная инклюзия: теория и практика: монография. Красноярск, 2017.
  33. Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб., 2000.

Author information

Tatiana Gennadievna Lukovenko

PhD

Pacific National University, Khabarovsk

Galina Valentinovna Mitina

PhD

Pacific National University, Khabarovsk

Galina Semyonovna Ilinykh

PhD

Pacific National University, Khabarovsk

About this article

Publication history

  • Received: October 16, 2022.
  • Published: October 21, 2022.

Keywords

  • дети с ограниченными возможностями здоровья
  • специальное образование
  • инклюзивное образование
  • социализация
  • условия социализации
  • children with disabilities
  • special education
  • inclusive education
  • socialisation
  • socialisation conditions

Copyright

© 2022 The Author(s)
© 2022 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)