• Научная статья
  • 21 октября 2022
  • Открытый доступ

Условия социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании

Аннотация

Цель исследования - сопоставить реализацию условий социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании. В статье на основе анализа философской и психологической литературы обосновываются условия социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и раскрываются особенности их реализации в специальном и инклюзивном образовании. Научная новизна исследования заключается в оценке условий социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с позиции двух основных субъектов образовательного процесса: педагогов и родителей обучающихся. В результате доказано, что инклюзивное образование дает положительный результат в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья лишь в том случае, если особенности его развития не будут отвлекать педагога и других учеников класса от образовательного процесса и требовать индивидуального подхода.

Источники

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. - Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2000.
  2. Бабкина Н. В. Где, чему и как учить ребенка с задержкой психического развития // Начальная школа. 2015. № 8.
  3. Балашов Л. Е. Философия. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Дашков и К, 2009.
  4. Бейлина Н. С. Сущность понятия «социальная компетентность» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. Т. 2. № 3.
  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
  6. Ворошнина О. Р. Обоснование профессиональных компетенций педагогов инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1.
  7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  8. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2003.
  9. Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Специальная литература, 1997.
  10. Григорьева А. А. Философские основы социализации личности // Философия образования. 2012. № 2 (41).
  11. Иваненко М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства: автореф. дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2005.
  12. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие / под ред. М. С. Староверовой. М.: ВЛАДОС, 2014.
  13. Калинина Н. В., Лукьянова М. И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников: монография. Ульяновск: ИПКПРО, 2003.
  14. Кевля Ф. И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка: практико-ориентированная монография для школьных психологов и социальных педагогов. Вологда: Легия, 2009.
  15. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003.
  16. Кравцова Е. Е. Психологическое содержание понятия «социализация» в рамках культурно-исторического подхода Л. С. Выготского // Журнал практического психолога. 2005. № 6.
  17. Крутько Е. А. Социализация и асоциализация как философская проблема // Философия образования. 2011. № 2 (35).
  18. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. 1998. № 1.
  19. Маньковская Е. Н. Социализация младшего школьника в социально-культурной деятельности образовательного учреждения: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2006.
  20. Маркович Д. Ж. Социальная экология. М., 1991.
  21. Мид Дж. Г. Избранное: сборник переводов / сост. и пер. В. Г. Николаев; отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2009.
  22. Митина Г. В. Психолого-педагогическая поддержка личностного становления школьника в социально-воспитательной работе (на материале школы первой ступени): автореф. дисс. … к. пед. н. Хабаровск, 2000.
  23. Митина Г. В. Философское осмысление методологических основ социализации младшего школьника // Философия образования. 2014. № 6 (57).
  24. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. и со вступит. ст. А. А. Бодалева. М. - Воронеж: Институт практической психологии; МОДЭК, 1995.
  25. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005.
  26. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997.
  27. Рубцов В. В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997.
  28. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика образовательных систем. М.: Логос, 1999.
  29. Симонова Г. И. Социальная адаптация школьников: теория и практика. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004.
  30. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. М. - СПб.: Смысл; Гармония, 1994.
  31. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
  32. Фуряева Т. В. Социальная инклюзия: теория и практика: монография. Красноярск, 2017.
  33. Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб., 2000.

Информация об авторах

Луковенко Татьяна Геннадьевна

к. пед. н., доц.

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Митина Галина Валентиновна

к. пед. н., доц.

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Ильиных Галина Семеновна

к. филол. н., доц.

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 октября 2022.
  • Опубликована: 21 октября 2022.

Ключевые слова

  • дети с ограниченными возможностями здоровья
  • специальное образование
  • инклюзивное образование
  • социализация
  • условия социализации
  • children with disabilities
  • special education
  • inclusive education
  • socialisation
  • socialisation conditions

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)