• Original research article
  • February 28, 2023
  • Open access

Professional Self-Determination as a Mechanism for the Development of Educational Independence of a Profession-Oriented School Student

Abstract

The paper aims to identify the content and organisational aspects of implementation of professional self-determination as a mechanism for the development of educational independence of a profession-oriented school student. The paper differentiates the notion of “educational independence” from the related notions of “learning independence”, “cognitive independence”, justifies the choice of professional self-determination as a mechanism for the development of a student’s educational independence in profession-oriented training. The scientific novelty of the study lies in determining the mechanisms of educational independence development as a professionally significant quality of a modern high school student - a future university student. As a result, the factors justifying the choice of professional self-determination as a mechanism for the development of educational independence of a profession-oriented school student have been identified, the content and forms of organisation of professional self-determination of a high school student in profession-oriented training have been specified.

References

  1. Абрамов С. М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения (на примере негосударственного гуманитарного вуза): дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2003.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  3. Бондарев П. Б., Игнатович В. К. Философско-психологические основания проблемы формирования образовательной самостоятельности старшеклассника // Наука и образование: новое время. 2016. № 1. URL: https://articulus-info.ru/stati-pechatnogo-zhurnal-nauka-i-obrazovanie-novoe-vremya-16
  4. Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Самара: Самарский Дом печати, 1999.
  5. Вдовина С. А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы: дисс. … к. пед. н. Тобольск, 2000.
  6. Газиева А. М. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению как психолого-педагогическая проблема // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2008. № 10. URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped55.html
  7. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дисс. … д. пед. н. Екатеринбург, 2003.
  8. Голубчикова М. Г. Теоретический анализ понятия «самостоятельность» в историческом и современном аспектах // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80).
  9. Гордиянова Г. В. Развитие образовательной самостоятельности студентов в нелинейном образовательном процессе вуза: автореф. дисс. … к. пед. н. Омск, 2016.
  10. Гурина И. А. Теория и практика развития познавательной самостоятельности обучающихся в истории российского образования (вторая половина XIX - XX в.): автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2011.
  11. Диких Э. Р. Самоопределение как стратегия персонификации образовательной среды школы // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2022. № 8. URL: http://emissia.org/offline/2022/3101.htm
  12. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3.
  13. Зинченко Г. П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Советская педагогика. 1991. № 1.
  14. Игнатович В. К., Бондарев П. Б., Гребенникова В. М., Игнатович С. С., Курочкина В. Е. Образовательная самостоятельность старшеклассников: понятие, формирование, оценка: монография / под науч. ред. В. К. Игнатовича. Краснодар: Просвещение-Юг, 2017.
  15. Кон И. С. Психология ранней юности // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  16. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 3.
  17. Кравцов С. С. Проблемы профильного обучения в школах Российской Федерации // Педагогическая информатика. 2012. № 2.
  18. Мезенцева Л. В. Развитие образовательной самостоятельности студентов колледжа средствами научно-исследовательского комплекса: дисс. … к. пед. н. Шадринск, 2009.
  19. Новиков С. И. Образовательная самостоятельность учащихся: компоненты и признаки // Научные исследования. 2015. № 1.
  20. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: уч. пособие. М.: Логос, 2010.
  21. Поздеева С. И. Проблемы реализации образовательной деятельности в подготовке и повышении квалификации современного педагога // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 3.
  22. Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб. ст. / под ред. В. П. Панасюка. СПб.: ЛОИРО, 2015.
  23. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007.
  24. Сериков В. В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Вып. 1. DOI: 10.15393/j5.art.2013.1943
  25. Сериков Г. Н. Стратегия как осознанное намерение человека относительно перспектив непрерывного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2015. Т. 7. № 4. DOI: 10.14529/ped150406
  26. Стамкулова Ш. А., Каргапольцева Н. А. Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в педагогических реалиях современного образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 2.
  27. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. № 4.
  28. Черникова И. Ю. Формирование начального профессионального самоопределения старшеклассников // Мир образования - образование в мире. 2022. № 2 (85).
  29. Черникова И. Ю., Осипова О. П. Развитие профильного образования в современной России // Наука и школа. 2022. № 2. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-2-40-50
  30. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. 2014. № 3 (40).
  31. Шаповалова О. Н., Ефремова Н. Ф. Формирующее оценивание как технология развития учебной самостоятельности школьников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 1.
  32. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.

Author information

Nadezhda Vasiljevna Fomicheva

Licey No. 2, Perm

About this article

Publication history

  • Received: December 16, 2022.
  • Published: February 28, 2023.

Keywords

  • профильная школа
  • профильное обучение
  • образовательная самостоятельность
  • профессиональное самоопределение
  • profession-oriented school
  • profession-oriented training
  • educational independence
  • professional self-determination

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)