• Original research article
  • May 19, 2023
  • Open access

Travelogue as a tool of forming cross-culture communicative competence of the students of the 10-11th forms (philological class of Humanities)

Abstract

The purpose of the research is to substantiate the necessity of using a travelogue at the English language classes as a means of forming cross-culture communicative competence of the students of the 10-11th forms (philological class of Humanities). In the article the notion of ‘cross-culture communicative competence of high school students’ and ‘travelogue as a speech genre’ are specified; the travelogue potential for forming the cross-culture communicative competence of high school students is revealed; the stages of using a travelogue teaching technology are introduced. The scientific novelty lies in working out the travelogue teaching technology as a means of forming cross-culture communicative competence of philological class students. As the result, the criteria of travelogue selection for teaching English for high school students have been clarified; the difficulties of using the selected videos when teaching high school students have been defined; a step-by-step technology of using travelogue as a means of forming cross-culture communicative competence have been introduced.

References

  1. Абубакарова Е. В. Использование аутентичных текстов как средство формирования межкультурной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов // Современное гуманитарное научное знание: мультидисциплинарный подход – 2016: мат. междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова, 2016.
  2. Агаларова Р. И., Абдулаева Р. Н. Дидактические возможности видеоконтента в формировании межкультурной коммуникативной компетенции учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86).
  3. Амирова Е. Л., Матвеева Н. А. Аутентичные видеоматериалы как средство формирования межкультурной компетенции // Вестник Костанайского государственного педагогического университета имени Умирзака Султангазина. 2016. № 2.
  4. Афанасьева О. В., Баранова К. М., Барышников Н. В., Бокова Т. Н., Викулова Л. Г., Герасимова С. А., Желтухина М. Р., Карасик В. И., Колесников А. А., Кузина М. А., Михайлова Е. Н., Прохоров Ю. Е., Серебренникова Е. Ф., Тарева Е. Г., Ухова Л. В., Чупрына О. Г. Взаимодействие языков и культур: от диалога к полилогу: колл. моногр. М.: ВКН, 2021.
  5. Барышников Н. В., Бердичевский А. Л., Викулова Л. Г., Вострикова О. В., Герасимова С. А., Желтухина М. Р., Карасик В. И., Кузьминков В. В., Михайлова Е. Н., Прохоров Ю. Е., Сафонова В. В., Серебренникова Е. Ф., Тамбовкина Т. Ю., Тарева Е. Г., Тимашева О. В., Ухова Л. В., Чупрына О. Г., Щепилова А. В. Диалог культур. Культура диалога: человек и новые социогуманитарные ценности: колл. моногр. М.: Неолит, 2017.
  6. Бокижанова Г. К., Гусева Е. Ю. Понятие и подходы к определению межкультурной коммуникативной компетенции в современной методике обучения иностранному языку // Актуальные проблемы современности. 2019. № 2 (24).
  7. Будник А. С. Методика формирования межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников посредством элективного видеокурса (профильная школа, английский язык): автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2015.
  8. Будник А. С. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции старших школьников аудиовизуальными средствами // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 150.
  9. Бурмистрова Е. К. Кейс как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников // Межкультурная парадигма лингвообразования: теоретические аспекты и технологические решения: сб. науч. тр. М., 2022.
  10. Гальскова Н. Д., Коряковцева Н. Ф., Гусейнова И. А. Межкультурный подход в системе школьного лингвистического образования // Современное лингвистическое образование: перспективы развития: колл. моногр. М.: Изд-во Московского государственного лингвистического университета, 2018.
  11. Герасимова С. А. Антропоцентрический подход к языку // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2011. № 2 (8).
  12. Гончарова В. А., Камышанова А. В. Особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников на основе межпредметной интеграции (иностранный язык + всемирная история XX века) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-2 (71).
  13. Горбанёва В. В. Методика формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся филологического профиля посредством перевода англоязычных поэтических произведений: дисс. … к. пед. н. СПб., 2018.
  14. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005.
  15. Захраии С. Х., Абдоллахи М. Этапы работы с видеоматериалами в процессе обучения иностранным языкам // Инновационные процессы в исследовательской и образовательной деятельности. 2015. Т. 1.
  16. Коренецкая И. Н. Межкультурные кейсы как средство формирования межкультурной компетенции // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 4.
  17. Корзун О. О. К вопросу о необходимости формирования иноязычной произносительной культуры как компонента межкультурной коммуникативной компетенции учащихся филологического профиля // Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе: мат. междунар. конф., посвящ. памяти проф. Галины Владимировны Роговой в связи со 100-летием со дня рождения (г. Москва, 12-14 октября 2017 г.) / отв. ред. Н. В. Языкова, Л. Г. Викулова. М.: Языки народов мира, 2017.
  18. Майга А. А. Литературный травелог: специфика жанра // Филология и культура. 2014. № 3 (37).
  19. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пос. для студентов пед. вузов и учителей. Изд-е 3-е. М.: Просвещение, 2005.
  20. Сороковых Г. В., Прибылова Н. Г. Взаимодействие языка и культур как методическая проблема // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 4 (32).
  21. Фролова Г. М., Перлова О. В. Учебники и учебные пособия как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции изучающих иностранный язык // New World. New Language. New Thinking: сб. мат. II ежегод. междунар. науч.-практ. конф. М., 2019.
  22. Хамуда А. В. Аутентичные видеоматериалы как средство формирования межкультурной компетенции у студентов при изучении иностранного языка в техническом вузе // Гуманитарное образование и наука в техническом вузе: сб. докл. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ижевск, 2017.
  23. Штанько Е. В. Вопросы подготовки к ЕГЭ по английскому языку обучающихся с низким уровнем развития языковых навыков // Иностранные языки в школе. 2018. № 10.
  24. Языкова Н. В. Методические аспекты обучения иностранным языкам с позиций межкультурного подхода // Сборник статей международной научно-практической конференции Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, 2010.
  25. Tareva E. G., Budnik A. S. Intercultural Communicative Competence as an Aim of Teaching Foreign Languages in Comprehensive School // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2013. Vol. 6. No. 11.

Author information

Oksana Olegovna Korzun

PhD

Moscow City University

Elena Victorovna Shtanko

Moscow City University

About this article

Publication history

  • Received: March 28, 2023.
  • Published: May 19, 2023.

Keywords

  • межкультурная коммуникативная компетенция старшеклассников
  • травелог
  • аудиовизуальные средства
  • видеоматериалы
  • социокультурные знания
  • обучение иностранному языку в филологических классах
  • cross-culture communicative competence of high school students
  • travelogue
  • audiovisuals
  • videos
  • socio-culture knowledge
  • teaching a foreign language to philological class students

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)