• Научная статья
  • 19 мая 2023
  • Открытый доступ

Травелог как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся 10-11 классов (филологический класс, гуманитарный профиль)

Аннотация

Цель исследования состоит в обосновании необходимости использования травелога на уроках английского языка как средства формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся 10-11 классов (филологический класс, гуманитарный профиль). В статье уточнено понятие «межкультурная коммуникативная компетенция старшеклассников»; конкретизировано понятие «травелог как речевой жанр»; раскрыт потенциал травелога для формирования межкультурной коммуникативной компетенции старших школьников; представлены этапы технологии использования травелога на уроке. Научная новизна исследования заключается в разработке технологии использования травелога как средства формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся филологического класса гуманитарного профиля. В результате исследования уточнены критерии отбора травелогов для обучения старшеклассников английскому языку; определены трудности, которые могут возникать при использовании отобранных видеоматериалов при обучении старшеклассников; представлена поэтапная технология использования травелога как средства формирования межкультурной коммуникативной компетенции.

Источники

  1. Абубакарова Е. В. Использование аутентичных текстов как средство формирования межкультурной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов // Современное гуманитарное научное знание: мультидисциплинарный подход – 2016: мат. междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова, 2016.
  2. Агаларова Р. И., Абдулаева Р. Н. Дидактические возможности видеоконтента в формировании межкультурной коммуникативной компетенции учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86).
  3. Амирова Е. Л., Матвеева Н. А. Аутентичные видеоматериалы как средство формирования межкультурной компетенции // Вестник Костанайского государственного педагогического университета имени Умирзака Султангазина. 2016. № 2.
  4. Афанасьева О. В., Баранова К. М., Барышников Н. В., Бокова Т. Н., Викулова Л. Г., Герасимова С. А., Желтухина М. Р., Карасик В. И., Колесников А. А., Кузина М. А., Михайлова Е. Н., Прохоров Ю. Е., Серебренникова Е. Ф., Тарева Е. Г., Ухова Л. В., Чупрына О. Г. Взаимодействие языков и культур: от диалога к полилогу: колл. моногр. М.: ВКН, 2021.
  5. Барышников Н. В., Бердичевский А. Л., Викулова Л. Г., Вострикова О. В., Герасимова С. А., Желтухина М. Р., Карасик В. И., Кузьминков В. В., Михайлова Е. Н., Прохоров Ю. Е., Сафонова В. В., Серебренникова Е. Ф., Тамбовкина Т. Ю., Тарева Е. Г., Тимашева О. В., Ухова Л. В., Чупрына О. Г., Щепилова А. В. Диалог культур. Культура диалога: человек и новые социогуманитарные ценности: колл. моногр. М.: Неолит, 2017.
  6. Бокижанова Г. К., Гусева Е. Ю. Понятие и подходы к определению межкультурной коммуникативной компетенции в современной методике обучения иностранному языку // Актуальные проблемы современности. 2019. № 2 (24).
  7. Будник А. С. Методика формирования межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников посредством элективного видеокурса (профильная школа, английский язык): автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2015.
  8. Будник А. С. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции старших школьников аудиовизуальными средствами // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 150.
  9. Бурмистрова Е. К. Кейс как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников // Межкультурная парадигма лингвообразования: теоретические аспекты и технологические решения: сб. науч. тр. М., 2022.
  10. Гальскова Н. Д., Коряковцева Н. Ф., Гусейнова И. А. Межкультурный подход в системе школьного лингвистического образования // Современное лингвистическое образование: перспективы развития: колл. моногр. М.: Изд-во Московского государственного лингвистического университета, 2018.
  11. Герасимова С. А. Антропоцентрический подход к языку // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2011. № 2 (8).
  12. Гончарова В. А., Камышанова А. В. Особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников на основе межпредметной интеграции (иностранный язык + всемирная история XX века) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-2 (71).
  13. Горбанёва В. В. Методика формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся филологического профиля посредством перевода англоязычных поэтических произведений: дисс. … к. пед. н. СПб., 2018.
  14. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005.
  15. Захраии С. Х., Абдоллахи М. Этапы работы с видеоматериалами в процессе обучения иностранным языкам // Инновационные процессы в исследовательской и образовательной деятельности. 2015. Т. 1.
  16. Коренецкая И. Н. Межкультурные кейсы как средство формирования межкультурной компетенции // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 4.
  17. Корзун О. О. К вопросу о необходимости формирования иноязычной произносительной культуры как компонента межкультурной коммуникативной компетенции учащихся филологического профиля // Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе: мат. междунар. конф., посвящ. памяти проф. Галины Владимировны Роговой в связи со 100-летием со дня рождения (г. Москва, 12-14 октября 2017 г.) / отв. ред. Н. В. Языкова, Л. Г. Викулова. М.: Языки народов мира, 2017.
  18. Майга А. А. Литературный травелог: специфика жанра // Филология и культура. 2014. № 3 (37).
  19. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пос. для студентов пед. вузов и учителей. Изд-е 3-е. М.: Просвещение, 2005.
  20. Сороковых Г. В., Прибылова Н. Г. Взаимодействие языка и культур как методическая проблема // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 4 (32).
  21. Фролова Г. М., Перлова О. В. Учебники и учебные пособия как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции изучающих иностранный язык // New World. New Language. New Thinking: сб. мат. II ежегод. междунар. науч.-практ. конф. М., 2019.
  22. Хамуда А. В. Аутентичные видеоматериалы как средство формирования межкультурной компетенции у студентов при изучении иностранного языка в техническом вузе // Гуманитарное образование и наука в техническом вузе: сб. докл. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Ижевск, 2017.
  23. Штанько Е. В. Вопросы подготовки к ЕГЭ по английскому языку обучающихся с низким уровнем развития языковых навыков // Иностранные языки в школе. 2018. № 10.
  24. Языкова Н. В. Методические аспекты обучения иностранным языкам с позиций межкультурного подхода // Сборник статей международной научно-практической конференции Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, 2010.
  25. Tareva E. G., Budnik A. S. Intercultural Communicative Competence as an Aim of Teaching Foreign Languages in Comprehensive School // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2013. Vol. 6. No. 11.

Информация об авторах

Корзун Оксана Олеговна

к. пед. н., доц.

Московский городской педагогический университет

Штанько Елена Викторовна

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 марта 2023.
  • Опубликована: 19 мая 2023.

Ключевые слова

  • межкультурная коммуникативная компетенция старшеклассников
  • травелог
  • аудиовизуальные средства
  • видеоматериалы
  • социокультурные знания
  • обучение иностранному языку в филологических классах
  • cross-culture communicative competence of high school students
  • travelogue
  • audiovisuals
  • videos
  • socio-culture knowledge
  • teaching a foreign language to philological class students

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)