• Original research article
  • June 19, 2023
  • Open access

Features of the formation of the skills of working with information based on the use of multiple texts in mathematics classes among younger schoolchildren

Abstract

The study aims to substantiate the need to form the skills of working with information based on the use of multiple texts in mathematics classes among younger schoolchildren. The paper discusses the definitions of the notion of “information”, outlines the specifics of working with tables, diagrams, pictograms. Among the types of information, special emphasis is given to the multiple text, since it serves as a tool for reading literacy assessment. The paper presents the results of an empirical study concerning the level of formation of the skills of working with information among 3rd-grade students according to three criteria: the cognitive criterion, the activity criterion and the evaluation criterion. The main difficulties of younger schoolchildren in the formation of information skills are described. The scientific novelty of the work consists in determining the criteria for the formation of the skills of working with information based on the use of multiple texts among younger schoolchildren and in describing the level characteristics of these criteria. As a result of the study, it has been determined that the multiple text can act as a means of forming the skills of working with information among younger schoolchildren, the difficulties encountered by younger schoolchildren when working with information have been indicated.

References

  1. Ассонова Н. В. Средства организации работы с информацией на уроках математики в начальной школе // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. 2015. № 2.
  2. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981.
  3. Бусыгина О. В. Категориальный анализ понятия «информация» // Вестник ТИСБИ. 2018. № 1.
  4. Воронина Л. В., Артемьева В. В., Воробьева Г. В. Формирование информационных умений в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. 2016. № 7.
  5. Галкина Е. А. Работа учащихся с несплошными текстами // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2014. № 3 (29).
  6. Гороза А. А., Муртазина Н. А. О формировании приемов работы с информацией как компонентов информационной культуры младших школьников // Студенческий. 2018. № 9 (29).
  7. Данилин С. Н. Системные проблемы современного понятия информации // Методы и устройства передачи и обработки информации. 2001. № 1.
  8. Долгих О. В. Работа с информацией как универсальное действие младшего школьника. Работа с информацией, предоставленной в форме таблицы. 2020. URL: https://magister.kobra-net.ru/index.php/deyatelnost/shkolnoe-obrazovanie/opyt-raboty/265-dolgikh-o-v-rabota-s-informatsiej-kak-universalnoe-dejstvie-mladshego-shkolnika-rabota-s-informatsiej-predostavlennoj-v-forme-tablitsy
  9. Забелина А. Ю., Межакова С. В. Использование таблиц, диаграмм, схем на уроках в начальных классах как эффективное средство формирования умений работать с информацией в разных формах // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Казань, 12 августа 2021 г.): в 2-х ч. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2021. Ч. 2.
  10. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4.
  11. Кондратенко Н. О. Исследование опыта работы с несплошными текстами для повышения читательской грамотности // Образование XXI века: подходы, технологии, методики: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Курган, 27 мая 2022 г.): в 2-х т. / отв. ред. Г. М. Федосимов. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2022.
  12. Кузнецов А. П., Паршин С. М. Информация и ее виды: теоретический анализ // Проблемы экономики и юридической практики. 2007. № 2.
  13. Кулаева Г. М., Якимов П. А. Стратегии, приемы и инструментарий работы с учебным сплошным и несплошным текстом на уроках гуманитарного профиля в средней школе: методические рекомендации для учителей средней школы. Оренбург: Оренбургская книга, 2021.
  14. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964.
  15. Морозова И. В. Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций // Школьная педагогика. 2019. № 1 (14).
  16. Мошнина Р. Ш., Хиленко Т. П. Тенденции развития информационной компетентности младших школьников // Вестник РМАТ. 2019. № 2.
  17. Налимова И. В. Обучение младших школьников работе с информацией // Герценовские чтения. Начальное образование. 2019. Т. 10. № 2.
  18. Пахомова В. А. Понятие термина «информация» и его историческое развитие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2013. № 4.
  19. Пичугин С. С. Методические подходы к изучению диаграмм в начальной школе // Начальная школа. 2020. № 7.
  20. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., 1983.
  21. Рыдзе О. А. Умение работать с информацией как компонент математической грамотности российских младших школьников // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 5-6 июня 2018 г.) / под ред. С. В. Ивановой. М.: Изд-во Института стратегии развития образования Российской академии образования, 2018.
  22. Хаблиева С. Р. Работа с информацией как средство развития самостоятельности младших школьников. Ульяновск: Зебра, 2022.

Author information

Daria Alexandrovna Mayer

Lyceum No. 6 “Perspektiva”, Krasnoyarsk

Maria Vladislavovna Basalaeva

PhD

Krasnoyarsk State Pedagogical Institute named after V. P. Astafyev

About this article

Publication history

  • Received: April 27, 2023.
  • Published: June 19, 2023.

Keywords

  • умения работать с информацией
  • обучение математике на основе множественных текстов
  • обучение младших школьников математике
  • оценивание читательской грамотности
  • skills of working with information
  • mathematics teaching based on multiple texts
  • teaching mathematics to younger schoolchildren
  • reading literacy assessment

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)