• Научная статья
  • 19 июня 2023
  • Открытый доступ

Особенности формирования умений младших школьников по работе с информацией на основе использования множественных текстов на уроках математики

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость формирования умений младших школьников по работе с информацией на основе использования множественных текстов на уроках математики. В статье рассмотрены определения понятия «информация», обозначена специфика работы с таблицами, диаграммами, пиктограммами. Среди видов информации особо выделен множественный текст, так как именно он является инструментом для оценивания читательской грамотности. В работе представлены результаты эмпирического исследования уровня сформированности умения работать с информацией среди учащихся 3 классов по трем критериям: когнитивному, деятельностному и оценочному. Описаны основные затруднения младших школьников при формировании умений работать с информацией. Научная новизна работы заключается в определении критериев сформированности умений младших школьников работать с информацией на основе использования множественных текстов и в описании уровневых характеристик данных критериев. В результате исследования определено, что множественный текст может выступать в качестве средства формирования умений младших школьников работать с информацией, обозначены трудности, возникающие у младших школьников при работе с информацией.

Источники

  1. Ассонова Н. В. Средства организации работы с информацией на уроках математики в начальной школе // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. 2015. № 2.
  2. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981.
  3. Бусыгина О. В. Категориальный анализ понятия «информация» // Вестник ТИСБИ. 2018. № 1.
  4. Воронина Л. В., Артемьева В. В., Воробьева Г. В. Формирование информационных умений в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. 2016. № 7.
  5. Галкина Е. А. Работа учащихся с несплошными текстами // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2014. № 3 (29).
  6. Гороза А. А., Муртазина Н. А. О формировании приемов работы с информацией как компонентов информационной культуры младших школьников // Студенческий. 2018. № 9 (29).
  7. Данилин С. Н. Системные проблемы современного понятия информации // Методы и устройства передачи и обработки информации. 2001. № 1.
  8. Долгих О. В. Работа с информацией как универсальное действие младшего школьника. Работа с информацией, предоставленной в форме таблицы. 2020. URL: https://magister.kobra-net.ru/index.php/deyatelnost/shkolnoe-obrazovanie/opyt-raboty/265-dolgikh-o-v-rabota-s-informatsiej-kak-universalnoe-dejstvie-mladshego-shkolnika-rabota-s-informatsiej-predostavlennoj-v-forme-tablitsy
  9. Забелина А. Ю., Межакова С. В. Использование таблиц, диаграмм, схем на уроках в начальных классах как эффективное средство формирования умений работать с информацией в разных формах // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Казань, 12 августа 2021 г.): в 2-х ч. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2021. Ч. 2.
  10. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4.
  11. Кондратенко Н. О. Исследование опыта работы с несплошными текстами для повышения читательской грамотности // Образование XXI века: подходы, технологии, методики: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Курган, 27 мая 2022 г.): в 2-х т. / отв. ред. Г. М. Федосимов. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2022.
  12. Кузнецов А. П., Паршин С. М. Информация и ее виды: теоретический анализ // Проблемы экономики и юридической практики. 2007. № 2.
  13. Кулаева Г. М., Якимов П. А. Стратегии, приемы и инструментарий работы с учебным сплошным и несплошным текстом на уроках гуманитарного профиля в средней школе: методические рекомендации для учителей средней школы. Оренбург: Оренбургская книга, 2021.
  14. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964.
  15. Морозова И. В. Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций // Школьная педагогика. 2019. № 1 (14).
  16. Мошнина Р. Ш., Хиленко Т. П. Тенденции развития информационной компетентности младших школьников // Вестник РМАТ. 2019. № 2.
  17. Налимова И. В. Обучение младших школьников работе с информацией // Герценовские чтения. Начальное образование. 2019. Т. 10. № 2.
  18. Пахомова В. А. Понятие термина «информация» и его историческое развитие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2013. № 4.
  19. Пичугин С. С. Методические подходы к изучению диаграмм в начальной школе // Начальная школа. 2020. № 7.
  20. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., 1983.
  21. Рыдзе О. А. Умение работать с информацией как компонент математической грамотности российских младших школьников // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 5-6 июня 2018 г.) / под ред. С. В. Ивановой. М.: Изд-во Института стратегии развития образования Российской академии образования, 2018.
  22. Хаблиева С. Р. Работа с информацией как средство развития самостоятельности младших школьников. Ульяновск: Зебра, 2022.

Информация об авторах

Майер Дарья Александровна

Лицей № 6 «Перспектива», г. Красноярск

Басалаева Мария Владиславовна

к. пед. н.

Красноярский государственный педагогический институт им. В. П. Астафьева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 апреля 2023.
  • Опубликована: 19 июня 2023.

Ключевые слова

  • умения работать с информацией
  • обучение математике на основе множественных текстов
  • обучение младших школьников математике
  • оценивание читательской грамотности
  • skills of working with information
  • mathematics teaching based on multiple texts
  • teaching mathematics to younger schoolchildren
  • reading literacy assessment

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)