• Original research article
  • June 19, 2023
  • Open access

Overcoming learned helplessness in the professional training of specialists for the justice system during “Russian Language and Culture of Speech” classes

Abstract

The study aims to evaluate the effectiveness of the selected set of measures in reducing the level of learned helplessness in the professional training of specialists for the justice system during “Russian Language and Culture of Speech” classes. The paper describes the use of the interactive teaching method, traditional and online teaching tools, the system of midterm motivating assessment in the context of the professional training of specialists for the justice system. The scientific novelty of the study lies in developing a set of measures that will make it possible to reduce the level of learned helplessness when learning and using Russian as a native language. As a result, it has been proved that it is possible to neutralise the patterns of students’ learned helplessness by means of traditional teaching tools with separate online tasks, the interactive teaching method and the transition to the midterm system of motivating assessment.

References

  1. Валиахметова Л. В. Выученная беспомощность у студентов неязыкового вуза и как с ней бороться // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2.
  2. Герасимова Т. В., Скабелкина Т. Н. К вопросу о качестве коммуникативной подготовки будущих врачей (теоретический аспект) // Мир педагогики и психологии. 2020. № 09 (50).
  3. Голубчикова М. Г., Валеева Г. А., Арпентьева М. Р., Сетяева Н. Н., Хотеева Р. И. Преодоление и профилактика выученной беспомощности в формировании и развитии учебно-профессиональной самостоятельности: инклюзивные аспекты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. № 2 (89).
  4. Губанова И. В. Геймификация в обучении иноязычной лексике и грамматике (на материале латинского языка) // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. № 50.
  5. Дроздова А. А. Влияние академической среды на образовательную (не)успешность: теоретические концепции и результаты эмпирических исследований // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 «Проблемы образования, науки и культуры». 2020. Т. 26. № 4 (201).
  6. Зискин К. Е., Петровский В. А. Мотивирующее оценивание // Наука и школа. 2016. № 5.
  7. Картушина Е. Н. Условия реализации проблемной лекции по специальности «Управление персоналом» и ее возможности в обучении студентов // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8.
  8. Коренева А. В. Профессионально ориентированное обучение курсу «Русский язык и культура речи» как условие повышения качества речевой подготовки специалистов // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10).
  9. Мясникова О. В. Отражение феномена «выученной беспомощности» в изучении иностранного языка // Опыт и перспективы обучения иностранным языкам в Евразийском образовательном пространстве. 2018. № 3.
  10. Орлова Е. В. Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» в вузе // Образование и наука. 2012. № 7 (96).
  11. Панченко Т. А., Долгова Н. П. Организация самостоятельной работы студентов в условиях выученной беспомощности // Проблемы высшего образования. 2016. № 1.
  12. Полякова М. Д. Современные технологии обучения иностранному языку в профессиональном образовании // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 76-2.
  13. Пономарева И. В., Сизова Я. Н., Куба Е. А. Методы диагностики выученной и личностной беспомощности у молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2019. № 3-4 (7-8).
  14. Потовская К. С., Секрет К. А. Мотивирующая роль оценивания и обратной связи при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 1 (30).
  15. Ромек В. Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога. 2000. № 3-4.
  16. Селигман М. Как научиться оптимизму. М.: Персей, 2010.
  17. Солнцева Н. В. Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: мат. науч.-практ. заоч. конф. / под ред. В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой. М.: Изд-во Независимого научно-исследовательского института развития рыночных реформ, 2011.
  18. Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб.: Изд-во Восточно-Европейского института психоанализа, 1995.
  19. Циринг Д. А. Современные подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков // Сибирский психологический журнал. 2008. № 29.
  20. Циринг Д. А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2005. № 15 (55).
  21. Чистякова Г. В., Бондарева Е. П. Методы обучения иностранным языкам: что предпочесть? // Теория и практика развития современного образования в России: коллективная монография. Ульяновск, 2017.
  22. Широколобова А. Г. Геймификация в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2022. Т. 19. № 1.

Author information

Evgeniya Petrovna Bondareva

PhD

North-Western Branch of the Russian State University of Justice, Saint-Petersburg

Galina Victorovna Chistyakova

PhD

Kemerovo State Medical University

About this article

Publication history

  • Received: May 1, 2023.
  • Published: June 19, 2023.

Keywords

  • обучение русскому языку
  • профессиональная подготовка специалиста судебной системы
  • выученная беспомощность
  • средство обучения
  • интерактивный метод обучения
  • система мотивирующего оценивания
  • Russian language teaching
  • professional training of specialists for the justice system
  • learned helplessness
  • teaching tool
  • interactive teaching method
  • motivating assessment system

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)