• Научная статья
  • 19 июня 2023
  • Открытый доступ

Преодоление выученной беспомощности в процессе профессиональной подготовки специалистов для судебной системы на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Аннотация

Цель исследования – оценить эффективность выбранного комплекса мер для снижения уровня сформированной выученной беспомощности в процессе профессиональной подготовки специалистов для судебной системы на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи». В статье описано применение интерактивного метода обучения, традиционных и онлайн-средств обучения, системы внутрисеместрового мотивирующего оценивания в рамках профессиональной подготовки специалистов для судебной системы. Научная новизна исследования заключается в выработке комплекса мер, при помощи которых удастся снизить уровень сформированной выученной беспомощности при изучении и использовании русского языка как родного. В результате доказано, что нивелировать паттерны выученной беспомощности, демонстрируемые студентами, можно при помощи традиционных средств обучения с отдельными онлайн-заданиями, интерактивного метода обучения, перехода на внутрисеместровую систему мотивирующего оценивания.

Источники

  1. Валиахметова Л. В. Выученная беспомощность у студентов неязыкового вуза и как с ней бороться // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2.
  2. Герасимова Т. В., Скабелкина Т. Н. К вопросу о качестве коммуникативной подготовки будущих врачей (теоретический аспект) // Мир педагогики и психологии. 2020. № 09 (50).
  3. Голубчикова М. Г., Валеева Г. А., Арпентьева М. Р., Сетяева Н. Н., Хотеева Р. И. Преодоление и профилактика выученной беспомощности в формировании и развитии учебно-профессиональной самостоятельности: инклюзивные аспекты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. № 2 (89).
  4. Губанова И. В. Геймификация в обучении иноязычной лексике и грамматике (на материале латинского языка) // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. № 50.
  5. Дроздова А. А. Влияние академической среды на образовательную (не)успешность: теоретические концепции и результаты эмпирических исследований // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 «Проблемы образования, науки и культуры». 2020. Т. 26. № 4 (201).
  6. Зискин К. Е., Петровский В. А. Мотивирующее оценивание // Наука и школа. 2016. № 5.
  7. Картушина Е. Н. Условия реализации проблемной лекции по специальности «Управление персоналом» и ее возможности в обучении студентов // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8.
  8. Коренева А. В. Профессионально ориентированное обучение курсу «Русский язык и культура речи» как условие повышения качества речевой подготовки специалистов // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10).
  9. Мясникова О. В. Отражение феномена «выученной беспомощности» в изучении иностранного языка // Опыт и перспективы обучения иностранным языкам в Евразийском образовательном пространстве. 2018. № 3.
  10. Орлова Е. В. Содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» в вузе // Образование и наука. 2012. № 7 (96).
  11. Панченко Т. А., Долгова Н. П. Организация самостоятельной работы студентов в условиях выученной беспомощности // Проблемы высшего образования. 2016. № 1.
  12. Полякова М. Д. Современные технологии обучения иностранному языку в профессиональном образовании // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 76-2.
  13. Пономарева И. В., Сизова Я. Н., Куба Е. А. Методы диагностики выученной и личностной беспомощности у молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2019. № 3-4 (7-8).
  14. Потовская К. С., Секрет К. А. Мотивирующая роль оценивания и обратной связи при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 1 (30).
  15. Ромек В. Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога. 2000. № 3-4.
  16. Селигман М. Как научиться оптимизму. М.: Персей, 2010.
  17. Солнцева Н. В. Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: мат. науч.-практ. заоч. конф. / под ред. В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой. М.: Изд-во Независимого научно-исследовательского института развития рыночных реформ, 2011.
  18. Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб.: Изд-во Восточно-Европейского института психоанализа, 1995.
  19. Циринг Д. А. Современные подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков // Сибирский психологический журнал. 2008. № 29.
  20. Циринг Д. А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2005. № 15 (55).
  21. Чистякова Г. В., Бондарева Е. П. Методы обучения иностранным языкам: что предпочесть? // Теория и практика развития современного образования в России: коллективная монография. Ульяновск, 2017.
  22. Широколобова А. Г. Геймификация в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2022. Т. 19. № 1.

Информация об авторах

Бондарева Евгения Петровна

к. филол. н., доц.

Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, г. Санкт-Петербург

Чистякова Галина Викторовна

к. филол. н., доц.

Кемеровский государственный медицинский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 мая 2023.
  • Опубликована: 19 июня 2023.

Ключевые слова

  • обучение русскому языку
  • профессиональная подготовка специалиста судебной системы
  • выученная беспомощность
  • средство обучения
  • интерактивный метод обучения
  • система мотивирующего оценивания
  • Russian language teaching
  • professional training of specialists for the justice system
  • learned helplessness
  • teaching tool
  • interactive teaching method
  • motivating assessment system

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)