• Original research article
  • July 13, 2023
  • Open access

Intercultural competence: Interpretation vectors, related notions (theoretical foundations)

Abstract

The study aims to illustrate the discrepancies and redundancy in the terminological apparatus of pedagogy in the context of understanding the notion of ‘intercultural competence’. The paper clarifies the definitional characteristics of the terms related to intercultural competence: intercultural communicative competence, sociocultural competence, existential competence, linguocultural competence, strategic competence. The scientific novelty of the paper lies in providing arguments in favor of the expediency of considering the notion of ‘intercultural competence’ in the universal and special meanings, the latter being determined by a particular target audience. As a result, the notion of ‘the intercultural competence of foreign students in the multicultural educational environment of the university’ is actualized, its content is revealed.

References

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2010.
  2. Анненкова А. В. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов посредством новостных репортажей // Байкальский Вестник ДААД. 2020. № 1.
  3. Барышников Н. В. Стратегическая компетенция профессионала по межкультурной коммуникации: содержание, условия приобретения и искусство владения // Язык и культура. 2021. № 55.
  4. Белодед Н. И., Болкунович А. П., Васильева В. А. Межкультурная коммуникация как особый тип коммуникации // Управление в социальных и экономических системах. 2020. № 29.
  5. Воронкова Т. Е. Работа с аутентичными текстами, содержащими интеркультурный компонент // Иностранные языки в школе. 2004. № 7.
  6. Гайдай П. В. Межкультурные коммуникации в развитии профессионального музыкального образования Китая // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2.
  7. Голубина К. В. Межкультурная коммуникативная компетенция: понятие, структурные компоненты, оценка сформированности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2008. № 546.
  8. Давиденко Е. О. Социокультурная компетенция как составляющая межкультурной компетенции в обучении иностранному языку // Иностранные языки и современные тенденции в иноязычном образовании: мат. V междунар. науч.-практ. конф. (г. Воронеж, 22 апреля 2021 г.). Воронеж: Изд-во Воронежского государственного педагогического университета, 2021.
  9. Дмитриева Д. Д. Роль внеаудиторной воспитательной работы в подготовке иностранных студентов к межкультурной коммуникации на русском языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. № 1 (42).
  10. Дмитриева О. А., Ермолаева Е. В. Культурно-образовательная парадигма в аспекте преподавания русского языка как иностранного // Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 20-21 февраля 2020 г.). М.: Изд-во Московского педагогического государственного университета, 2020.
  11. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 1999.
  12. Исупова М. М. Гендерные различия в межкультурной коммуникации // Современный ученый. 2020. № 3.
  13. Карасик В. И. Ценности как культурно значимые ориентиры поведения // Гуманитарные технологии в современном мире: сб. мат. VII междунар. науч.-практ. конф. (г. Калининград, 30 мая – 1 июня 2019 г.). Калининград: Изд-во Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019.
  14. Карлинский А. Е. Основы теории взаимодействия языков. Алма-Ата: Гылым, 1990.
  15. Кужевская Е. Б., Смык Е. И. Междисциплинарный подход к формированию навыков межкультурной коммуникации // Вестник экономической безопасности. 2021. № 1.
  16. Леонтович О. А. Реализация механизмов позитивной коммуникации в межкультурной семье // Язык, культура и «мягкая сила»: сб. науч. тр. Гуанчжоу, 2018.
  17. Ляхова Е. Г. Профессионально-культурная компетенция как составляющая межкультурной коммуникативной компетенции в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4 (8).
  18. Макерова Л. С. Формирование социокультурной компетенции обучающихся на уроках немецкого языка с помощью интеллектуальных игр // Студенческая наука и XXI век. 2021. № 1-2 (21).
  19. Малахова И. А., Счастная А. М. Формирование межкультурной компетенции иностранных студентов в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин // Непрерывное образование. 2019. № 1 (27).
  20. Мацкевич Е. Э., Флаксман А. А. Роль языковых и культурных барьеров в межкультурной коммуникации // Языки и культуры: функционально-коммуникативный и лингвопрагматический аспекты: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Нижний Новгород, 26-27 апреля 2019 г.). Н. Новгород: Изд-во Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2019.
  21. Миньяр-Белоручева А. П. Научная коммуникация как разновидность межкультурной коммуникации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». 2019. Т. 16. № 4.
  22. Московкин Л. В., Ли Ц. Контроль межкультурной компетенции при обучении русскому языку китайских студентов-филологов (на материале текстов для детского чтения) // Русский язык за рубежом. 2022. № 2 (291).
  23. Наролина В. И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста // Психолого-педагогические исследования. 2010. Т. 2. № 2.
  24. Нышанбай Г. Сущность формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся в мобильном обучении // Педагогическое наследие И. Алтынсарина в эпоху глобальных вызовов и перемен: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Аркалык, 5 февраля 2021 г.). Аркалык: Изд-во Аркалыкского педагогического института имени И. Алтынсарина, 2021.
  25. Отарова Е. Н. Сущностная характеристика социокультурной компетенции в структуре иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов // Основные вопросы педагогики, психологии, лингвистики и методики преподавания: сб. ст. IX всерос. науч.-практ. конф. Астрахань: Изд-во Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева, 2022.
  26. Попова Н. В., Зиновьева О. В., Вдовина Е. К. Реализация социально-ориентированной воспитательной цели на занятии по иностранному языку в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2023. Т. 28. № 2.
  27. Пугачёв И. А., Яркина Л. П., Динь Т. Т. Методика обучения русскому языку иностранных магистрантов негуманитарного профиля в современных образовательных условиях // Русистика. 2023. Т. 21. № 1.
  28. Савельева Н. Х., Пихтовникова Ю. В. Аксиологизация процесса иноязычного обучения в вузе // Психология и педагогика: методология, теория и практика: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 10 ноября 2015 г.): в 2-х ч. Уфа: Аэтерна, 2015. Ч. 2.
  29. Стул Т. Г., Локтев А. И. Проблемы межкультурной коммуникации и особенности обучения иностранных студентов-медиков на языке-посреднике // Перспективы науки. 2019. № 3 (114).
  30. Тер-Минасова С. Г. Культура диалога как путь к диалогу культур. Педагогический аспект // Язык, литература и культура как грани межкультурного общения: сб. науч. тр. Пльзень: ТЕРИС; Градиент, 2017.
  31. Федотова Н. Л., Миллер Л. В. Особенности адаптации иностранных студентов к русской лингвокультурной и образовательной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2018. Т. 16. № 2.
  32. Фурманова В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1993.
  33. Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность: сб. ст. к 60-летию члена-корреспондента РАН Ю. Н. Караулова. М.: Изд-во Института русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук, 1995.
  34. Халяпина Л. П. Основные тенденции и направления обучения иностранным языкам в условиях поликультурного мира // Наука в общественном диалоге: ценности, коммуникации, организация: мат. междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 25-25 апреля 2017 г.). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, 2017.
  35. Харченкова И. В. Концепция формирования лингвокультурологической компетенции студентов языковых факультетов на материале креолизованных текстов при обучении немецкому языку // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.
  36. Хочолава И. В. Использование техники культурного ассимилятора для формирования межкультурной коммуникативной компетенции (РКИ, базовый уровень) // Наука в мегаполисе. 2021. № 6 (32).
  37. Шкатова Л. А. Словарь лингвокультурной грамотности как компонент контрольно-измерительных материалов // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 2 (24).
  38. Byram M. Teaching and assessing intercultural competence in language teaching. Clevedon: Multilingual Matters, 1997.

Author information

Shi Wang

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Inna Vladimirovna Sheglova

Dr

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

About this article

Publication history

  • Received: May 10, 2023.
  • Published: July 13, 2023.

Keywords

  • межкультурная компетенция
  • межкультурная коммуникативная компетенция
  • лингвокультурная компетенция
  • социокультурная компетенция
  • стратегическая компетенция
  • иностранные студенты
  • intercultural competence
  • intercultural communicative competence
  • linguocultural competence
  • sociocultural competence
  • strategic competence
  • foreign students

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)