• Original research article
  • September 25, 2023
  • Open access

Linguodidactic potential of news texts in professionally oriented teaching of Russian as a foreign language to military university cadets

Abstract

The study aims to characterise the linguodidactic potential of news texts of modern Russian online media for foreign-language competence formation in foreign cadets in professionally oriented teaching of Russian as a foreign language. The paper describes the specifics of professionally oriented foreign-language teaching, characterises the features of foreign-language professional communicative competence of foreign cadets of military universities, examines the notion of the linguodidactic of the text in teaching Russian as a foreign language, sheds light on the aspects of this potential. The scientific novelty of the work lies in providing deep insight into the linguodidactic potential of online media news texts determined by their structural, content, functional and linguistic characteristics. As a result, it is stated that online media news reports have a significant educational (linguistic and communicative), developmental (cognitive and meta-subject) and educative (socio-cultural, moral, ethical and aesthetic) potential contributing to the formation and development of all aspects of foreign-language professional communicative competence in foreign cadets of military universities.

References

  1. Агеева Ю. В., Мо Ван. Текст для специальных целей в профессиональном дискурсе // Филология и культура. 2020. № 2 (60).
  2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения иностранным языкам). М.: ИКАР, 2009.
  3. Анисина Ю. В. Становление и развитие профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному на неязыковых факультетах вузов России // Научный диалог. 2013. № 9 (21). Психология. Педагогика.
  4. Балыхина Т. М. Методика обучения русскому языку как иностранному в контексте стратегий и перспектив развития высшей школы // Изучение русского языка как иностранного в современных условиях: межвуз. сб. науч.-метод. ст. Ростов н/Д: Логос, 2006.
  5. Ванягина М. Р. Формирование социокультурной компетенции у курсантов военных вузов в процессе изучения английского языка: автореф. дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2010.
  6. Давлетшина К. Ю. Язык средств массовой информации на практических занятиях по РКИ как важный фактор формирования межкультурной компетенции // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сб. ст. IV междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V всерос. науч.-практ. конф. (г. Москва, 14-16 октября 2020 г.). М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021.
  7. Демидович Т. В. Семантико-стилистический и лингвокультурологический аспекты изучения военной лексики (на материале художественной литературы о Великой Отечественной войне): автореф. дисс. … к. филол. н. Волгоград, 2015.
  8. Дерюгина И. В. Эстетическое воспитание студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2008.
  9. Дмитриева Д. Д. Изучение словообразования на занятиях по русскому языку как иностранному // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30).
  10. Дурду Б., Агеева Ю. В. Функционирование военной лексики в языке СМИ // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26).
  11. Ермолина Т. В. Использование аутентичных материалов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Современное педагогическое образование. 2020. № 6.
  12. Иваненко Г. С. Методика экспресс-чтения новостного текста при обучении русскому языку как иностранному // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 2 (155).
  13. Казак М. Ю., Крылова А. А. Об эстетике журналистского текста // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2015. № 18 (215).
  14. Кочарян Ю. Г. Языковая природа военного термина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2 «Филология и искусствоведение». 2012. № 1.
  15. Крылова Н. Ю. Формирование коммуникативной компетенции в чтении и аудировании на материале новостных текстов (1 сертификационный уровень): автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2004.
  16. Кудрина Л. В. Структура новостных текстов и их лексические особенности: на примере социальных сетей и интернет-СМИ: автореф. дисс. … к. филол. н. СПб., 2020.
  17. Кулик А. Д. Синергия новостных контентов средств массовой информации в профессионально ориентированном обучении русскому языку как иностранному // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2019. № 11-2.
  18. Ларина Т. В., Терентьев А. О. Роль иностранного языка в жизни военного специалиста // Развитие личности как стратегия современной системы образования: мат. междунар. конф. Воронеж, 2016.
  19. Новикова М. Л. Профессионально ориентированное обучение РКИ как ведущий фактор формирования учебно-профессиональной компетенции: динамика образовательных целей и задач // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2014. № 3.
  20. Носова М. Б. Методика обучения профессиональному военному дискурсу на занятиях по русскому языку как иностранному (на материале художественных фильмов): дисс. … к. пед. н. М., 2023.
  21. Образцов П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учеб. пособие / под ред. П. И. Образцова. Орел: Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2005.
  22. Орбодоева Л. М. Метакомпетенция как компонент содержания профессиональной иноязычной подготовки студентов в языковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 14 (700).
  23. Остапенко С. Лингводидактический потенциал текста при обучении русскому языку как иностранному. 2023. https://spravochnick.ru/russkiy_yazyk/lingvodidakticheskiy_potencial_teksta_pri_obuchenii_russkomu_yazyku_kak_inostrannomu/
  24. Потапчук М. А. Концепт «Война» в русском языке и культуре // Челябинский гуманитарий. 2011. № 4 (17).
  25. Сандул А. М. Акцентуализация аспектов нравственности на занятиях русского языка как иностранного // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4 (96).
  26. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.
  27. Семенова И. В. Использование материалов СМИ в формировании межкультурной компетенции иностранных студентов на занятиях по РКИ // Эпоха науки. 2018. № 13.
  28. Сизова Е. В., Бермус А. Г. Метапредметный потенциал иноязычной подготовки в системе высшего нелингвистического образования // Научный диалог. 2017. № 12.
  29. Супронова А. Н. Коммуникативные технологии в контексте активизации учебно-познавательной деятельности иностранных военнослужащих на занятиях по русскому языку // Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития: междунар. сб. науч.-метод. ст. IV междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, магистрантов и аспирантов (г. Псков, 19 апреля 2019 г.). Псков: Псковский государственный университет, 2019. Вып. 9.
  30. Супронова А. Н. Учет ценностно-мировоззренческого компонента концепта «русский солдат» в профессионально ориентированном обучении военнослужащих русскому языку как иностранному // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6.
  31. Цыбикова Н. С. Строй текста новостей в интернет-СМИ и его оценочный аспект (на материале английского языка): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2011.
  32. Шустикова Т. В. Лингвокоммуникативный потенциал вводного фонетико-грамматического курса (русский язык как иностранный) // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2016. № 5.
  33. Шустикова Т. В., Кулакова В. А., Смирнова С. В. Формирование лингвистической компетенции в современном учебно-методическом комплексе (интегративный подход к обучению РКИ на предвузовском этапе) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2012. № 3.

Author information

Irina Sergeevna Prokudina

PhD

Novosibirsk State University of Economics and Management

Gul’nara Gadzhimuratovna Shilova

Novosibirsk Higher Military Command Order of Zhukov School

About this article

Publication history

  • Received: August 9, 2023.
  • Published: September 25, 2023.

Keywords

  • профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному
  • иностранные военнослужащие
  • новостной текст
  • лингводидактический потенциал текста
  • professionally oriented teaching of Russian as a foreign language
  • foreign military personnel
  • news text
  • linguodidactic potential of the text

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)