• Original research article
  • October 30, 2023
  • Open access

Interconnected development of all types of speech activities for foreign university students in Russian as a foreign language classes through working with video blogging (level B1-B2)

Abstract

The aim of the research is to elaborate a technology for the development of all types of speech activities in Russian for foreign students at the university, using video blogging as a material. The paper reveals the linguodidactic potential of video blogging, identifies the principles and criteria for selecting video materials for viewing and describes the course of action when working with video blogging in Russian as a foreign language classes. The novelty of the research lies in the following: 1) the criteria for selecting video blogs for viewing in Russian as a foreign language classes have been formulated; 2) the traditional three-part scheme of working with video materials is supplemented with an orientation stage; 3) the leading principle of the proposed technology is the interconnected development of listening, speaking, reading and writing skills based on video blogging materials. As a result of the research, the technology for working with video blogging in classes has been created, allowing for the development of all types of speech activities for foreign students using general materials. The author provides an example of a lesson based on a video by the blogger V. Vishnevsky, which concludes the study of the topic “Man and nature” by foreign students – future linguists (level B1-B2).

References

  1. Андрушкевич Я. Р. Диалог культур в практике обучения РКИ американских студентов // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: сб. мат. междунар. науч. конгресса: в 3-х ч. М., 2021. Ч. 1.
  2. Архипова И. В., Ленгутина М. Д. Межкультурная компетенция: вопросы дефиниции и формирования (на материале аутентичных текстов) // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 5.
  3. Березняцкая М. А., Денисенко А. В., Калинина Ю. М. Работа с аутентичными аудиовизуальными материалами на уроках РКИ (на примере кинокомедии Т. Бекмамбетова «Елки») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 192.
  4. Бычкова М. Б. Современный видеоблог: причины популярности и жанровое многообразие // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2019. № 1.
  5. Горлова Е. А., Ершова О. В. Формирование лингвокультурологической компетенции за счет использования форм наглядности при обучении русскому языку как иностранному // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 4.
  6. Гриднева Н. А., Владимирова С. М. Использование аутентичных видеоматериалов на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному (РКИ) // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 3.
  7. Гуняшова В. А. Использование видеоматериалов в обучении аудированию на уроке иностранного языка // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 3. № 2.
  8. Дун Хайтао. Трудности китайских учащихся при овладении навыками аудирования русских аутентичных аудиовизуальных текстов (на материале телеинтервью) // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4.
  9. Иванова А. П., Лаврова О. В. Образовательное значение просмотра художественных фильмов в практике преподавания РКИ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1.
  10. Иванова И. С., Ильина С. А. Обучение аудированию на материале художественного фильма (на примере киноленты «Ирония судьбы, или C легким паром!») // Педагогическое образование в России. 2016. № 12.
  11. Курганова Н. И. Образ мира через призму концептов повседневности: монография. Мн.: РИВШ, 2020.
  12. Лысакова И. П., Ли Боюй. Лингвокультурологические принципы выбора фрагментов кинофильма в обучении русскому языку как иностранному // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4.
  13. Мифтахова А. Н. Практика эффективного использования аудиовизуального курса в иноязычной аудитории // Филология и культура. 2014. № 4.
  14. Мощанская Е. Ю., Руцкая Е. А. Использование видеоматериалов при обучении устных переводчиков // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 6.
  15. Мурсекаева С. В. Некоторые особенности видеоблога как жанра риторического дискурса // Преподаватель XXI век. 2017. № 4.
  16. Рудекин Д. М., Грушевская В. Ю. Основные векторы анализа видеоблогов в современной социально-гуманитарной науке // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11.
  17. Салахова А. Р. Лингводидактический потенциал советской анимации на уроках русского языка как иностранного // Филология и культура. 2016. № 1.
  18. Самчик Н. Н. Применение аутентичных видеоматериалов на занятии по русскому языку как иностранному: практический аспект // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3.
  19. Степанова Н. С., Громенко М. В., Амелина И. О. Межкультурный диалог на занятиях по РКИ в условиях применения дистанционных образовательных технологий // Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве: сб. науч. ст. III междунар. науч.-практ. конф. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021.
  20. Тенхунен Ю. П., Елисеева Ю. А. Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 4.
  21. Тихомирова Н. Л. Формирование межкультурной компетенции. Что влияет на успех межкультурной коммуникации // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1.
  22. Чечик И. В. Реализация лингводидактического потенциала аудиовизуальных средств в обучении русскому языку как иностранному студентов инженерно-технического профиля // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5.
  23. Юдина Т. М. Аутентичные региональные видеоматериалы в практике обучения русскому языку как иностранному // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-1.

Author information

Elena Michailovna Spivakova

PhD

Shalom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan

About this article

Publication history

  • Received: September 17, 2023.
  • Published: October 30, 2023.

Keywords

  • видеоблог
  • коммуникативная компетенция
  • взаимосвязанное развитие всех видов речевой деятельности
  • аудиовизуальная наглядность
  • video blog
  • communicative competence
  • interconnected development of all types of speech activities
  • audiovisual aids

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)